ВСР №5 "Гигиенические требования. Санитарные правила и нормы СанПиН"
Задание 1. Ознакомьтесь с нормами «Санитарных
правил и норм (СанПин).
Для этого перейдите по ссылкеhttp://www.docload.ru/Basesdoc/39/39082/index.htm. Ознакомьтесь с
документом Санитарно-эпидемиологические
правила и нормативы СанПиН и с приложениями. Выпишите наиболее важную, по - вашему
мнению, информацию.
Задание 2. Заполните
таблицу основных характеристик кабинета информатики.
Требования к кабинету
|
Описание
|
|
1.
|
Нормы площади и объема
|
|
2.
|
Пол
|
|
3.
|
Потолок
|
|
4.
|
Окна
|
|
5.
|
Стены
|
|
6.
|
Доска
|
|
7.
|
Мебель
|
|
8.
|
Основное оборудование
|
|
9.
|
Дополнительное оборудование, технические средства
|
|
10.
|
Электроснабжение
|
|
11.
|
Средства пожаротушения и оказания помощи, сигнализация
|
|
12.
|
Документация (журналы)
|
|
13.
|
Учебно-методические материалы, наглядность
|
|
14.
|
Освещение
|
|
15.
|
Температура
|
|
17.
|
Влажность
|
|
18.
|
Нормы времени для работы за компьютером учащихся разного
возраста
|
Задание 3. Ознакомьтесь с комплексами упражнений
для предупреждения и снижения
зрительной и
мышечной утомляемости вследствие работы за компьютером.
Для этого
изучите материалы, находящиеся по адресу: Рекомендации для физкультминуток, комплекс упражнений. Проделайте самостоятельно
понравившиеся вам упражнения.
Контрольные
вопросы
1). Какие
функции выполняет кабинет информатики в школе?
2). Кто несет
ответственность за оборудование и работу кабинета информатики?
3). Каким
основным и дополнительным оборудованием может быть оснащен кабинет?
4). Какие
средства обучения может иметь кабинет информатики?
5). Какая
документация по охране труда должна быть в кабинете информатики?
6). Какие
средства пожаротушения и оказания помощи должен иметь кабинет?
7). Каковы
санитарно-гигиенические рекомендации к рабочему месту преподавателя и учащихся?
8). Как часто
следует проводить с учащимися инструктаж по охране труда?
9). Каковы
основные положения инструктажа учащихся по охране труда?
10). Каковы
санитарно-гигиенические рекомендации к режиму работы за компьютерами?
11). В чем
заключаются меры по предупреждению и снижению зрительной и мышечной
утомляемости вследствие работы за компьютером?
12).
Какие комплексы упражнений можно проводить во время физкультминуток на уроках
информатики?
Критерии оценки качества выполнения работы
Критерии
|
Баллы
|
-работа выполнена в полном
объеме с соблюдением необходимой последовательности;
-выполнено всё задание
правильно;
-студент работает полностью
самостоятельно;
-работа выполнена аккуратно, в
наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.
|
5
|
-самостоятельная работа выполняется студентам в полном объеме и самостоятельно;
-выполнено всё задание с 1-2
ошибками;
-допускаются отклонения от
необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность
конечного результата (перестановка пунктов типового плана и т.д.);
-студент использует указанные преподавателем источники знаний: учебник,
дополнительный материал и др.;
-работа показывает знание основного теоретического материала и
овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы;
-могут быть неточности и
небрежности в оформлении результатов работы.
|
4
|
-работа выполняется и
оформляется студентом при помощи
преподавателя или хорошо подготовленными и уже выполнивших на
«отлично» данную работу студентами;
-на выполнение работы затрачивается много
времени (доделывалась работа дома);
-студент показывает знания
теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной
работе с источниками знаний;
-выполнено правильно только
половина задания.
|
3
|
-студент не подготовлен к
выполнению этой работы, почти ничего не смог
выполнить правильно (в каждом задании много ошибок); -полученные результаты не позволяют
сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью;
-показывается плохое знание
теоретического материала и отсутствие необходимых умений;
-руководство и помощь со
стороны преподавателя и хорошо
подготовленных студентов неэффективны
по причине плохой подготовки.
|
2
|
Максимальное количество баллов
|
5
|
Критерии оценки:
5
баллов - «5» (отлично);
4
балла - «4» (хорошо);
3
балла - «3» (удовлетворительно);
2 балла - «2»
(неудовлетворительно).
Технологическая карта урока
«Художественно-познавательная
литература. В.В. Бианки Мышонок Пик»
(УМК «Школа России»)
Разработала …………
……ФИО…..
Класс
|
МБОУ «СОШ № 10» 3 В класс. Гонтарь Р.А.
|
|
Тип
урока
|
Урок
изучения новых знаний (урок изучения литературного произведения).
|
|
Цели
урока
|
Образовательные: формирование умения проводить анализ образа-персонажа,
изобразительно-выразительных средств, использованных автором; определять
авторский замысел, позицию в отношении персонажей; устанавливать
причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждения, доказывать
свою точку зрения; находить доказательства, подтверждающие заявленный тезис; актуализация
словаря учащихся; расширение знаний об окружающем мире.
Развивающие:
формирование системы речевых умений; развитие эмоциональной сферы личности
школьника, навыка чтения, культуры общения, логического и образного мышления,
умения работать в команде.
Воспитательные:
воспитание любви к природе, культуры поведения на уроке.
|
|
Технологии,
методы, приемы
|
Технологии группового, интегрированного обучения, развития
критического мышления через чтение и письмо,
информационно-коммуникационная, здоровье
сберегающие технологии.
Методы: беседа, сопоставление литературного произведения с
иллюстрациями к нему; антиципация содержания, анализ эпического произведения.
Приемы: анализ заголовка, иллюстрации, рассказ о писателе, постановка
учебно-познавательной задачи, чтение с
остановками, выборочное чтение, выразительное чтение литературного
произведения.
|
|
Основные
понятия, термины
|
Настроение
лирического героя, литературные жанры, прозаическое произведение, автор
художественного произведения, заглавие произведения, иллюстрация, герой
произведения, тема.
|
|
Планируемые результаты
|
||
Предметные результаты:
·
Понимание заглавия произведения;
·
связывать заглавие произведения и
иллюстративный материал с его содержанием;
·
самостоятельное определение темы текста, главной мысли,
структуры текста;
·
восприятие на слух звучащей речи;
·
адекватное понимание содержания звучащего текста,
умение отвечать на вопросы по содержанию;
·
определение последовательности развития сюжетного
действия, особенностей поведения героев и описания их автором;
·
сопоставление поступков героев по контрасту;
·
определение жанра произведения;
·
овладение приемами понимания прочитанного и
прослушанного произведения;
·
овладение элементарными приемами интерпретации,
анализа и преобразования художественных текстов;
·
высказывание собственного отношения к
прочитанному;
·
осознание себя как грамотного читателя, способного
к творческой деятельности;
·
умение составлять несложные монологические
высказывания о произведении (героях, событиях);
·
самостоятельное воспроизведение сюжета с
использованием художественно-выразительных средств языка: последовательное
воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения
лексики по вопросам учителя;
·
интерпретация текста литературного произведения в
творческой деятельности;
·
овладение техникой чтения;
·
конструировать алгоритм выполнения учебного
действия, оценивать ход и результат выполнения задания.
|
Личностные
результаты:
·
Осознание значимости чтения для
дальнейшего развития;
·
формирование потребности в
систематическим чтении как средстве познания мира и самого себя;
·
знакомство с
культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;
·
восприятие литературного
произведения как особого вида искусства;
·
полноценное восприятие
художественной литературы;
·
эмоциональная отзывчивость на
прочитанное;
·
высказывание своей точки зрения и
уважение мнения собеседника;
·
принимать разные мнения о прочитанном произведении, терпимо
относятся к мнению других читателей.
Метапредметные
результаты
Познавательные УУД:
·
освоение приемов поиска нужной
информации;
·
овладение алгоритмами основных
учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений,
умением высказывать и пояснять свою точку зрения;
·
освоение правил и способов взаимодействия с
окружающим миром;
Коммуникативные УУД:
·
формирование представлений о
правилах и нормах поведения, принятых в обществе;
·
овладение основами
коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости
работы в группе и освоение правил групповой работы.
Регулятивные УУД:
·
понимать, принимать и сохранять
учебную задачу;
·
действовать по плану и
планировать свои учебные действия;
·
контролировать процесс и
результаты деятельности, вносить коррективы;
·
адекватно оценивать свои
достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их
преодоления.
|
|
Организация пространства
|
||
Формы взаимодействия учителя и
учащихся
|
Образовательные
ресурсы
|
|
Фронтальная
Групповая
(в группах)
Самостоятельная
|
Книгопечатная
продукция: Климанова, Л.Ф., Горецкий, В.Г. Литературное чтение. 3 класс.
Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1. / Л.Ф. Климанова, В.Г.
Горецкий и др. – М: Просвещение, 2014. – с.68-69.
Презентация
к уроку.
|
|
Технология
обучения
|
||||
Этапы урока
|
Деятельность
учителя
|
Средства
обучения
|
Деятельность
учащихся
|
Планируемые
универсальные
учебные действия
|
I.
Организацион
ный момент
Цель: Включение учащихся в
деятельность на личностно значимом уровне.
|
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Я хочу вам пожелать
Громко, чётко отвечать,
Удачи в учении, Улыбок и хорошего настроения! |
Приветствуют
учителя.
Эмоционально готовятся к уроку.
|
Личностные:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию.
|
|
II. Проверка домашнего задания.
А. А. Блок «Ветхая избушка».
Цель: Интерпретация поэтического
произведения в выразительном чтении.
|
− А
теперь проверим домашнее задание. Произведение какого автора изучали на
прошлом уроке?
− Как
называется произведение?
− К
какому жанру оно относится?
− Понравилось
ли вам стихотворение?
− Чем?
− Какое
настроение передает поэт?
− Меняется
ли это настроение?
− Что
хотел объяснить читателям автор?
− Как
нужно читать стихотворение, чтобы передать задачу поэта?
− Проведем
конкурс чтецов стихотворения А. А. Блока.
Кто хочет принять участие в конкурсе? (Учитель на доске фиксирует
имена участников и порядковый номер выступления.)
− Какие
задачи необходимо выполнить участникам конкурса?
− Что
будут делать ребята, не принимающие участия в конкурсе?
− Какие
задачи стоят перед критиками?
− Оценим
чтение в соответствии с задачами, которые нужно выполнить чтецу при
выразительном чтении стихотворения А.А. Блока «Ветхая избушка».
|
Слайд
2. Портрет А.А. Блока.
Слайд
3. Исполнительские задачи.
|
Припоминают название произведения, имя автора, ведущее
настроение стихотворения.
Определяют исполнительские задачи:
1) Грустное;
2) веселое,
радостное;
3) резвое,
бодрое;
4) удивление,
радость.
Оценивают чтение наизусть учащихся в соответствии с критериями
оценки: отмечают достоинства и недостатки.
|
Предметные: осознание
себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; интерпретация
текста литературного произведения в творческой деятельности;
овладение техникой чтения.
Личностные:
высказывание своей
точки зрения и уважение мнения собеседника.
Познавательные:
овладение алгоритмами
основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных
произведений, умением высказывать и пояснять свою точку зрения.
Регулятивные:
действовать по плану и планировать свои учебные действия;
контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие
трудности и стараться искать способы их преодоления.
|
II. Подготовка к первичному восприятию.
Цель: Создание мотивации работы с художественным
произведением
1. Работа с
заголовком, именем автора.
|
−
Ребята, посмотрите на доску. Вам известны эти
писатели?
−
Что их объединяет?
−
Какие произведения этих авторов вы изучали?
−
А теперь посмотрите на слайд и попробуйте
соотнести автора с его произведением.
−
Что объединяет этих писателей?
−
В каких жанрах работали эти писатели?
−
Как называю людей, которые пишут рассказы?
−
Откройте учебник на странице 73 Прочитайте автора произведения.
−
Знаком ли вам этот писатель?
−
Кто-нибудь знает полное имя автора?
−
Читали ли вы произведения этого
автора?
−
Назовите их?
−
Виталий Бианки (1894 – 1959) –
известный детский писатель, автор множества произведений о природе. Родился
он в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему от предков-итальянцев.
Возможно, от них же и увлекающаяся, артистическая
натура. От отца – ученого-орнитолога – и матери Виталий Валентинович взял талант
исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет». Главная тема
его произведений – лес и его обитатели. Всё написанное Виталием
Валентиновичем Бианки – от первой сказки, до последней – это увлекательное
путешествие в лесной мир природы, где писатель становится волшебником и
поэтом, натуралистом и ученым, проводником и переводчиком. Перед читателями
открывается при этом огромный, неведомый край, полный «дивья» – дивных героев
и событий, больших тайн и маленьких отгадок, – настоящая «страна Див».
Писатель был очень внимателен к детям,
учил их видеть, удивляться, размышлять, быть гуманными и добрыми. Он называл
детей «маленькими Робинзонами», заново открывающими для себя мир, которые
учатся понимать природу, жить, различая в ней полезное и вредное. И своими
произведениями он помогает ребятам узнать природу и ее тайны.
Всего В.В. Бианки написал около 300 произведений. К ним относятся «Теремок», «Чей нос лучше?», «Кто чем поет»,
«Как муравьишка домой спешил».
−
Как
думаете, к какому жанру относится это произведение?
−
Как
узнали?
−
Можно
ли по заголовку предположить, что это сказка? О чём она?
−
Говорит
ли заголовок, кто главный герой сказки?
−
Как
вы думаете, почему мышонка зовут Пик?
−
Предположите,
что могло произойти с мышонком?
−
Как
сможем узнать, что произошло на самом деле?
|
Слайды
4-6. Портреты М.М. Пришвина, И.Соколова-Микитова, в. Белова.
Слайд
7. Упражнение на соотнесение произведения с именем автора.
Учебник.
Слайд
8. Портрет В.В. Бианки.
Слайды
9-10. Изображения обложек книг В.В. Бианки.
|
Припоминают
название раздела, произведений. Соотносят
название произведения с именем автора.
Определяют
жанры произведений.
·
|
Личностные: сознание значимости чтения для дальнейшего развития; формирование
потребности в систематическим чтении как средстве познания мира и самого
себя; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими
ценностями; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Предметные: понимание заглавия произведения; самостоятельное
определение темы текста, структуры текста; связывать
заглавие произведения и иллюстративный материал с его содержанием; определение
жанра произведения.
Познавательные:
освоение приемов
поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по
анализу и интерпретации художественных произведений, умением высказывать и
пояснять свою точку зрения; освоение
правил и способов взаимодействия с окружающим миром;
Коммуникативные: формирование представлений о правилах и
нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной
деятельности.
|
2.
Работа с иллюстрацией.
|
−
Рассмотрите рисунок на стр. 73.
−
Где происходят события?
−
Определите время года.
−
Кого вы увидели?
−
Почему они вместе?
−
Опишите позу девочки.
−
Что можете сказать о выражение её лица?
−
Как думаете, что она чувствует?
−
Что вы можете сказать о мальчике?
−
Опишите выражение лица.
−
Опишите его позу.
−
Почему у него может быть такая напряженная поза?
−
Какое отношение они могут иметь к мышонку Пику?
−
Откроем страницу 77. Кто из героев изображен на
этом рисунке?
−
Где происходит событие?
−
Опишите мышонка.
−
Опишите выражение мордочки мышонка Пика.
−
Что здесь происходит?
−
Почему он оказался один?
−
Как это может быть связано с ребятами?
−
Пролистайте содержание произведения в учебнике.
Есть ли другие иллюстрации к произведению?
−
Что будем изучать на иллюстрации на с.81?
−
Где происходит действие?
−
Есть ли на деревьях шипы?
−
Что это может быть за кустарник?
−
Как мышонок мог оказаться на ветке колючего
кустарника?
−
Что это за птица?
−
Что происходит с мышонком?
−
Опишите выражение мордочки.
−
Что здесь могло произойти?
−
Как могут быть связаны все эти иллюстрации?
−
Итак, кто главный герой произведения?
−
Что может произойти с мышонком в этом
произведении?
−
Что интересного вы заметили, листая содержание
учебника?
−
Сколько частей напечатано в учебнике?
−
Что можем узнать из 1 части?
−
Сравните слова «путешественник», «мореплаватель»,
«пассажир». Чем они отличаются?
−
Может ли мышонок быть мореплавателем?
−
Предположите, что можем узнать из каждой следующей
части.
−
Можем сделать предположения о жанре произведения?
|
С.73-81
учебника «Литературное чтение»
Слайд
11. Названия частей отрывка.
|
Определяют
время и место действия. Изучают позу, выражение лиц героев.
Делают
предположения о содержании произведения.
Делают
предположение о жанре произведения.
Определяют
количество частей. Делают предположения о содержании каждой части.
|
|
Физминутка
|
−
Встанем и перед серьезной работой отдохнем.
Выполняем упражнения под музыку.
|
Слайд
12. Физминутка.
|
||
IV. Постановка
учебной задачи.
Цель: Формулировка задач
урока в соответствии с темой и
индивидуальными учебными потребностями.
|
−
Какие задачи можем решить, изучая это
произведение?
−
Посмотрите, все ли задачи, которые мы поставили,
были названы.
−
С какой части начнем знакомство с произведением?
−
Как ее назвал автор?
− Кто
такие мореплаватели?
− А теперь
посмотрим, какие наши предположения подтвердятся. Читать произведение будем
по частям.
|
Слайд
13. Учебные задачи.
|
Формулируют
учебные задачи: Учусь
1)
изучать героев произведения;
2)
определять чувства и настроение героев
произведения;
3)
определять отношение рассказчика к героям;
4)
определять авторскую задачу;
5)
определять жанр произведения;
6)
передавать особенности героев при чтении.
|
Предметные:
умение конструировать алгоритм выполнения учебного действия.
Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные: овладение основами коммуникативной деятельности.
|
V.Чтение и анализ
Цель: Анализ литературного
текста с опорой на систему вопросов.
1 часть (До
слов «… и пошёл в кусты»)
|
− Послушаем
первую часть.
− От
какого лица идет рассказ?
− Где
происходят события?
− Кого
из героев встретили в этой части?
− Что
узнали о ребятах?
− Чем
они занимаются?
− Что
это за кораблики? Найдите их описание в тексте.
− Что
обозначает слово «прилаживала» ?
− Что
такое мачта?
− Где можем узнать точное определение?
− Посмотрим,
что написано в словаре: мачта – это вертикально стоящая
конструкция на парусном судне или яхте, обычно поддерживаемая растяжками.
− Посмотрите
на рисунок, что такое растяжки?
− Сколько
ребята сделали корабликов?
− Почему
автор об этом не говорит?
− А
что является важным?
− Будет
ли закончен кораблик?
− Как
может состояться встреча мальчика с мышонком?
− Как
мальчик может отнестись к этой встрече?
− Почему
люди не любят мышей?
− Посмотрим,
что было дальше.
Кого увидели в этой части?
|
Слайд
14. Определение понятия «мачта».
Слайд
15. Изображение мачты.
|
Воспринимают
содержание части. Определяют место, время действия, героев произведения.
Обмениваются
мнениями о героях. Отвечают на вопросы по содержанию, подтверждают словами
текста.
Делают
предположения о содержании следующей части.
|
Предметные: восприятие
на слух звучащей речи;
адекватное понимание содержания
звучащего текста, умение отвечать на вопросы по содержанию;
определение последовательности
развития сюжетного действия, особенностей поведения героев и описания их
автором;
сопоставление поступков героев по
контрасту;
определение жанра произведения;
овладение
приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
овладение
элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных
текстов;
высказывание
собственного отношения к прочитанному;
осознание себя
как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
умение
составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях,
событиях);
самостоятельное
воспроизведение сюжета с использованием художественно-выразительных средств
языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием
специфической для данного произведения лексики по вопросам учителя;
интерпретация
текста литературного произведения в творческой деятельности;
овладение техникой чтения.
Личностные результаты: осознание значимости чтения для дальнейшего
развития;
формирование потребности в систематическим чтении как средстве
познания мира и самого себя;
знакомство с культурно-историческим наследием России,
общечеловеческими ценностями;
восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
полноценное восприятие художественной литературы;
эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Познавательные:
освоение приемов поиска нужной информации;
овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и
интерпретации художественных произведений, умением высказывать и пояснять
свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим
миром;
Коммуникативные:
формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в
обществе;
овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом
уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой
работы.
Регулятивные: сохранять учебную задачу;
контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
адекватно оценивать
свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы
их преодоления.
|
2 часть («Вдруг он закричал….
бросилась к нему».)
|
−
Подтвердились ли наши предположения?
−
Докажите словами текста.
− В природе
существуют несколько видов мышей. Самыми распространенными являются домашние
мыши и мыши-полевки.
−
Посмотрите на фотографии этих двух видов мышей.
Определите сходство и различие.
−
Какой вид мышей увидели ребята?
−
Что вы знаете о мышах-полевках?
−
Полевая мышь – небольшой зверек с коричневой или
темно-серой окраской спины и сероватым брюшком. Полевки имеют относительно
большие уши, а вдоль спины тянется темная полоса. Тело у мыши – до 15 см, а
хвост по длине такой же, как тело, или немного длиннее. Полевые мыши
поселяются большими колониями, площадь одной норы достигает 10 кв. м, у нее
44 выхода, до 10 гнезд и около 20 складов корма.
Как
и кроты, мыши-полевки копают глубокие норы. За месяц самец выбрасывает
почти 60 кг земляного грунта. Несмотря на внешнюю безобидность, этот зверек
доставляет массу хлопот человеку и своим соседям из мира животных. Мышь
полевая – враг шмелей, которые живут на клеверном поле, потому что разрушает
их гнезда, поедая мед и личинки.
В холодное время года полевые
мыши скапливаются в скирдах соломы и прячутся под опавшими листьями. Иногда
они забираются в жилищные и хозяйственные здания и в зернохранилища.
Полевая мышь активна в
течение целых суток, но чаще всего ее можно встретить в ночное время. В
зимнюю спячку полевка не залегает, на протяжении всего года бодрствует.
Почти весь год полевки
питаются зелеными листьями и стеблями, а также семенами диких трав,
разнообразными ягодами и зерном. Часто в их рационе встречаются небольшие
насекомые, личинки и беспозвоночные животные. Зимой полевки часто объедают кору в нижней части
деревьев. За сутки они съедают количество корма, равного весу их тела.
−
Понял ли мальчик, какие это были мыши?
−
Как вы думаете, почему он закричал?
−
Что он может чувствовать?
−
Как поступила девочка, услышав крик брата?
−
Почему сестрёнка бросилась к нему?
−
Что она чувствует?
−
Как ее характеризует этот поступок?
−
Прочитаем следующую часть и посмотрим,
что же чувствует мальчик.
−
Что может произойти дальше?
−
Послушаем третью часть.
|
Слайд
16. Домашняя мышь.
Слайд
17. Домовые мыши и мыши- полевки.
Слайд
18. Мышь-полевка.
|
Соотносят
предположения с содержанием части. Определяют чувства мальчика: страх или
возмущение.
Слушают
сообщение учителя.
Изучают
образы героев.
Отвечают
на вопросы по содержанию, подтверждают словами текста.
Делают
предположения о содержании следующей части.
|
|
3 часть («Рубнул сучок… я её сейчас…».)
|
− Что
узнали в третьей части?
− С
чего начал свой рассказ брат?
− Как
понимаете значение слова «порскнут»?
− Как
вы думаете, с каким чувством он это рассказывал?
− Как
рассказчик показывает возмущение и злобу мальчика?
− Когда
человек взволнован и возмущен, он говорит короткими предложениями, не
досказывая предложение полностью. Докажите мою мысль текстом.
−
Как при помощи голоса передать страх
мальчика?
−
Выберем силу голоса.
−
Что нужно сделать, чтобы прочитать слова мальчика выразительно?
−
Распределим работу в группах. Выберем
координатора.
−
Поднимите руки координаторы групп.
−
Координаторы определяют порядок работы
в группах, кто будет первым, вторым, третьим, четвертым.
−
Поднимите руки первые, вторые, третьи,
четвертые.
−
В группе по-очереди прочитаем слова
мальчика, выполняя две поставленные задачи. Что в это время делают остальные
члены группы?
−
Как будем оценивать работу членов
группы?
−
Оцените работу каждого члена группы по
такой схеме:
… смог (не
смог) выполнить задачи, потому что…
−
Поблагодарите ребят за работу.
−
Кому в группе удалось лучше прочитать слова
мальчика?
−
Кто из
ребят хочет прочитать вслух?
−
Похлопаем … за выразительное чтение.
− Итак,
что же так возмущает мальчика?
− «Целая
куча» - это сколько?
− Может
такое быть на самом деле, или мальчик преувеличивает?
− Мыши
для своих деток строят гнезда. Обычно мама мышь устраивает на небольшой глубине (где-то 20 см, изредка
глубже) камеру для гнезда, которую хорошо устилает сухой травой и
измельченной соломой. Достаточно часто мыши устраивают и полуподземные гнезда
между камнями, под кучами соломы и в других укрытиях. У мышей рождается от 5
до 8 детенышей.
− Можно
такое количество назвать «кучей»?
− Почему
тогда мальчик так говорит?
− Что
будет дальше?
− Почему
так решили?
− Как
поступит девочка?
|
Слайд
19. Исполнительс
кие
задачи выразительного чтения слов мальчика.
Слайд
20. Схема оценки выразительного чтения.
Слайд
21. Гнездо мышей-полевок.
|
Воспринимают
содержание части.
Отвечают
на вопросы
Формулируют
ответы на вопросы учителя по содержанию, подтверждают словами текста.
Определяют чувства мальчика. Доказывают тезис учителя.
Определяют
исполнительские задачи:
1)
Передаю чувство возмущения, злости;
2)
читаю громко, но без крика.
Распределяют
работу в группе. Упражняются в выразительном чтении, оценивают работу членов
группы в соответствии с заданными критериями.
Слушают
сообщение учителя.
Делают
предположения о содержании следующей части.
|
|
4 часть («Да какой же он…
у нас хлеб воруют».)
|
− Подтвердилось
ли наше предположение?
− Что
узнали в четвертой части?
− Найдем
описание мышонка.
− Посмотрите
на фотографию полевого мышонка.
− Мышата
рождаются совершенно беспомощными, голыми, слепыми. При этом они достаточно
активно растут и развиваются, быстро покрываются пушком, а в десятидневном
возрасте их трудно отличить от взрослых особей. Трехнедельные мышата уже
самостоятельно участвуют в поиске пищи.
− Посмотрите,
какой ротик у мышонка?
− Почему
девочка называет его «желторотым»?
− Как
отнеслись ребята к мышонку?
− Почему
девочке жалко мышонка?
− Почему
не изменилось отношение мальчика после того, как он узнал молевого мышонка?
− Докажите
словами текста.
− Как
это его характеризует?
−
Как поступит девочка?
−
Почему?
−
Проверим предположение.
|
Слайд
22. Полевой мышонок.
|
Подтверждают
предположения.
Рассматривают
фотографию. Слушают сообщение учителя.
Формулируют
ответы на вопросы учителя по содержанию, подтверждают словами текста.
Изучают
образы героев.
Делают
предположения о содержании следующей части.
|
|
5 часть («Пусти его…и пошёл к берегу…».)
|
− Смогли
мы предугадать действия девочки?
− Выполнит
ли мальчик свои угрозы?
− Какие
слова в тексте подтверждают ваше мнение?
− Как тогда
мышонок Пик станет мореплавателем?
− Послушаем
последнюю часть.
|
Подтверждают
предположения.
Рассматривают
фотографию. Слушают сообщение учителя.
Формулируют
ответы на вопросы учителя по содержанию, подтверждают словами текста.
Делают
предположения о содержании следующих частей.
|
||
6 часть («Стой!...погнал его от берега).
|
−
Стал ли мышонок Пик мореплавателем?
−
Как это произошло?
−
Почему мальчик согласился на предложение
сестренки?
−
Как вы думаете, выживет ли мышонок?
Почему вы так решили?
−
Сравните слова «судно» и «судёнышко».
Как вы думаете, чем они отличаются?
−
Какое чувство вы испытываете, зная что
с мышонком так поступили?
−
На этом первое приключение мышонка
закончилось.
Что может случиться с ним дальше?
−
Что об этом говорят иллюстрации?
−
Чем может закончиться эта история?
|
|||
VI.Обобщающая
беседа
Цель: Создание читательской
интерпретации текста.
|
− Понравилось
ли произведение? Чем?
− К
какому жанру оно относится?
− Назовите
признаки рассказа.
− Есть
ли в произведении сказочные элементы?
− Сколько
героев увидели?
− Кто
вам понравился больше? Почему?
− Кто
является главным героем?
− Что
о нём узнали?
− В
какой раздел входит произведение?
− Говорит
ли автор о любви к животным?
− Как
он это делает?
− В
чем вы увидели проявление любви к животным?
− Почему
автор относится к мышонку не так как мальчик – герое его произведения?
− С
кем из них вы согласны?
− Что
знает взрослый автор и не знает мальчик?
− О
чем не смогли догадаться, изучая заглавие и иллюстрацию?
|
Обмениваются мнениями о произведении и героях.
Определяют жанр, выделяют жанровые признаки рассказа.
|
Предметные:
самостоятельное
определение темы текста, главной мысли; определение жанра произведения;
высказывание
собственного отношения к прочитанному;
осознание себя
как умение составлять несложные монологические высказывания о произведении
(героях, событиях);
Личностные:
принимать разные мнения о
прочитанном произведении, терпимо относятся к мнению других читателей.
Познавательные:
овладение алгоритмами
основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных
произведений, умением высказывать и пояснять свою точку зрения;
Коммуникативные:
овладение основами
коммуникативной деятельности.
Регулятивные:
действовать по плану и планировать свои учебные действия;
контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие
трудности и стараться искать способы их преодоления.
|
|
VII. Рефлексия по
уроку
Цель: Самооценка учащимися
результатов своей учебной деятельности.
|
− Какие
задачи нужно было решить, работая с произведением?
− Какие
задачи выполнены?
− Почему
не выполнили все задачи?
− Что
нужно узнать в следующих частях произведения?
− Чему
будем учиться?
|
Слайд
23. Учебные задачи.
|
Оценивают степень решения поставленных задач.
Определяют задачи работы с остальными частями произведения.
|
Регулятивные:
контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности
и стараться искать способы их преодоления.
|
IIX. Домашнее
задание
Цель:
Включение учащихся в творческую деятельность с текстом.
|
− Дома
подготовимся к чтению по ролям 1 части. Сколько нужно актеров?
− Какие
задачи нужно передать актеру, читающему роль девочки?
− Какие
задачи нужно передать актеру, читающему роль мальчика?
− Какие
задачи нужно выполнить рассказчику?
|
Слайд
24. Задачи актеров.
|
Определяют задачи актеров для выразительного чтения части.
Формулируют исполнительские задачи:
Мальчик: злость, ненависть к мышам.
Девочка: любование, доброта.
Рассказчик: осуждение мальчика, любование в описании,
беспокойство за мышонка.
|
Предметные: самостоятельное воспроизведение
сюжета с использованием художественно-выразительных средств языка:
последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для
данного произведения лексики по вопросам учителя;
конструировать
алгоритм выполнения учебного действия, оценивать ход и результат выполнения
задания.
Познавательные:
овладение алгоритмами
основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных
произведений, умением высказывать и пояснять свою точку зрения.
|