Тема 1.3. Особенности урока информатики в начальной школе Практическая работа №5

Практическая работа №5 «Особенности организации урока информатики в начальной школе».
Цель: определить особенности организации урока информатики в начальной школе.

Ожидаемые результаты
Студенты должны знать:
- особенности организации урока информатики в начальной школе;
- характеристика основных этапов урока информатики;
-  способы деятельности на уроке информатики;
уметь:
- различать основные этапы урока информатики, обосновывать порядок следования этапов, определять содержание деятельности учителя и учащихся на этапах.

Теоретические основы:
 1. Особенности организации урока информатики в начальной школе. 
Один учебный час (35-40 минут) в неделю — это бесконечно малое время, для того чтобы освоить такую дисциплину, как информатика, включающую в себя теоретическую и практическую составляющие. И, тем не менее, это возможно. Многолетняя практика и по­иск новых путей повышения результативности обуче­ния информатике в начальной школе при одночасовом курсе показали, что добиться устойчивых положитель­ных результатов можно, если соблюдать определенные условия обучения.
Залог успеха заключается в опоре на учебный материал других дисциплин, изучаемых младшими школьниками по 5-6 часов в неделю плюс домашние задания, и в особой форме организации и проведения урока
Условие 1: Опора на учебный материал других дисциплин.
Как показывает практика и специальные исследо­вания, недопустимо дублирование учебного материала других уроков. Например, «Алфавит» — тема одного из уроков русского языка. Казалось бы, что нового можно добавить на уроках информатики об алфавите? Да, алфавит — это все буквы, расставленные в опреде­ленном порядке. Дети это знают и знают алфавит. В чем же заключаются особенности изучения этой темы на уроках информатики? Дети уже знают, что та­кое алфавит, и могут назвать все буквы в алфавитном порядке. Следовательно, нет необходимости объяснять это детям и можно приступить к новому материалу, суть которого — в использовании алфавита для удов­летворения разного рода информационных потребно­стей, в частности, в информационных технологиях. Но не все сразу, действовать следует постепенно и осто­рожно с учетом психологических особенностей млад­шего школьника.
Что он про алфавит не знает? Он не знает, что у каждой буквы есть порядковый номер и что с помощью порядкового номера можно зашифровывать, кодировать сообщения. Это интересно, ново и не­обычно. Удалось заинтересовать детей. Налицо особен­ный, отличный подход к уже известному объекту изу­чения — алфавиту. Особенность подхода можно и не озвучивать, не тратить на это драгоценное урочное вре­мя — дети интуитивно понимают, что это не русский язык, и не математика, а информатика. Кроме того, возникает интуитивное ощущение органической связи всего со всем: математики и русского языка (буква и порядковый номер буквы), реальной жизни и учебы (кодирование сообщений).
Условие 2: Каждый  урок  информатики  в  начальной  школе  должен  состоять  из нескольких видов деятельности ученика:
−  теоретической работы с текстом учебника, иллюстрациями;
−  ответов на вопросы;
−  выполнение  заданий  в  рабочей  тетради  традиционными способами;
−   компьютерного  практикума,  то  есть  выполнения аналогичных заданий другими способами деятельности, то есть с помощью компьютера;
−  обсуждения  выполняемых  действий,  то  есть  рефлексии (что  мы  делали,  зачем  и  как),  что  позволит  сделать  информационную деятельность осознанной. 
Условие 3: Каждый  этап  урока  имеет  свою  конкретную  цель.
Каждый  этап  урока  имеет  свою  конкретную  цель,  соответственно метод,  форму  организации,  свои  дидактические  средства  и  ресурсы,  свой конкретный результат, которые связаны между собой общей целью урока. 

2. Характеристика основных этапов урока.  Способы деятельности на уроке информатики.
Учащие­ся должны знать и понимать, что урок информатики проводится только один в неделю и можно позволить себе один раз в неделю 45 минут прожить в напряжен­ном режиме, если они хотят получить результат. Ниже приведена схема урока.
Специфика предмета, психофизиологические особенности младших школьников и методика организации урока информатики позволяют выделить 7 основных этапов урока информатики и соответственно распределить время:
Этап урок, время
Содержание деятельности
I
5-7 мин
Введение в урок, мотивация учебной деятельности, предварительное тестирование
II
10-12
Объяснение нового материала в виде эвристической беседы, чтения текстов из учебника, просмотра пре­зентации (с использованием электронных плакатов электронного пособия) и т. д.
III
5-10
Закрепление нового материала в процессе выполне­ния заданий в рабочей тетради — смысловая подготов­ка к компьютерному практикуму
IV
3-4
Обсуждение домашнего задания
V
3-4

Подготовка к компьютерному практикуму, компьютер­ной эстафете (повторение правил техники безопасно­сти, постановка задачи и пр.)
VI
10-15
Компьютерный практикум с использованием электрон­ного пособия (соответствующий теме урок пособия), работа с клавиатурным тренажером или тренажером мыши, выполнение развивающих заданий и пр.
VII
3-5
Подведение итогов, выставление оценок

Психофизиологические особенности развития младших школьников, с учетом распределения работоспособности и внимания на уроке, позволяют скорректировать следующую последовательность этапов урока информатики:

1    этап. Разминка, введение в урок посредством предварительного
тестирования, викторины, вопросов по теме урока и пр.
-Цель этапа: сосредоточить внимание ребенка на теме урока.
-Содержание этапа: соответствует теме урока.
-      Методы: предварительное тестирование, фронтальное обсуждение викторина, вопросы по теме урока и пр.
-      Формы организации: фронтальный опрос, фронтальное тестирование, эвристическая беседа, викторина, вопросы по теме урока и пр.
-      Дидактические средства: иллюстрации, таблицы, карточки, тесты и пр., предназначенные для разминки.
-      Результат этапа: максимальное внимание к теме урока и формирование понимания того, что им следует узнать и чему надо будет научиться на данном уроке.
-      Роль учителя при проведении разминки – организатор, управляет поведением и мышлением детей, направляет их в определенное русло.
2    этап. Теоретическое знакомство с новым материалом и осмысление его по учебнику или в ходе эвристической беседы, когда можно использовать презентацию, зачитывать фрагменты текста из параграфа, использовать интерактивную доску или экран компьютера для иллюстрации объектов, действий и отношений в соответствии с темой урока:
-     Цель этапа: дети должны понять значение изучаемых терминов, познакомится с содержанием изучаемых понятий.
-     Содержание этапа: соответствует теме урока.
-      Методы:анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и ограничение понятий и пр.
-      Формы организации: эвристическая беседа, чтение текста, устный рассказ, чтение методом «бубнения» (учитель или один из учеников читает громко и внятно текст из учебника, а все другие дети синхронно читают тоже самое вполголоса) и пр.
-      Дидактические средства: таблицы, карточки, презентации, тексты из учебника.
-      Результат этапа: понимание смысла и значения изученных терминов и понятий, узнавание обозначаемых этими терминами объектов в окружающей действительности, умение правильно называть и описывать эти объекты.
-      Роль учителя при изучении новой темы: источник информации, собеседник, чтец и организатор эвристической беседы и учебных действий.
3    этап. Закрепление и развитие представлений, полученных на теоретической части урока в процессе выполнения заданий и упражнений в рабочей тетради:
-     Цель этапа: научить детей применять полученные знания при решении простых информационных задач, целенаправленное освоение различных приемов и способов работы с экранными объектами.
-     Содержание этапа: соответствует теме урока.
-      Методы: вставка пропущенных букв и слов в рабочей тетради, соединение информационных объектов по смыслу стрелками, линиями, заполнение схем, таблиц и пр., работа с клавиатурным тренажером и тренажером мыши, выполнение различных развивающих заданий на компьютере.
-      Формы организации: индивидуальная работа в рабочей тетради.
-      Дидактические средства: готовые тексты с пропущенными буквами, словами, незаполненные таблицы, схемы и пр.
-      Результат этапа: умение использовать полученные на предыдущем уроке знания при решении простых информационных задач традиционным способом (ручками, карандашами на бумажном носителе информации).
-      Роль учителя при выполнении учениками заданий в рабочей тетради – консультант, помощник.
4    этап. Повторение правил работы с компьютером, инструктаж по работе с
ЦОР и другие действия по подготовке к работе на компьютере.
-     Цель этапа: сосредоточить внимание ребенка на новом способе деятельности – работе с разного рода данными с помощью компьютера.
-     Содержание этапа: соответствует теме урока.
-      Методы: устное повторение правил работы с компьютером.
-      Формы организации: индивидуальная работа или индивидуально-групповая (компьютерная эстафета, например, когда используется один или два компьютера при выполнении тех же заданий).
-      Дидактические средства: компьютер и электронное пособие или компьютер и ЦОР из Интернета.
-      Результат этапа: получение четких установок по порядку действий и выполнению заданий практикума.
-      Роль учителя: консультант, организатор.
5    этап. Самостоятельная работа по освоению новых способов деятельности, компьютерный практикум.
-     Цель этапа: научить учащихся представлять на экране компьютера информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, чисел; выполнять элементарные преобразования информации (из ряда в список, из списка в ряд, в таблицу, в схему); работать с экранными (электронными) текстами и изображениями, используя текстовый и графический редактор; производить несложные вычисления с помощью программного калькулятора; осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу электронной информации и данных; использовать указатели, справочники, словари для поиска нужной информации; создавать элементарные проекты с использованием компьютерных программ; находить нужную программу на Рабочем столе и запускать ее на исполнение; управлять экранными объектами с помощью мыши; получить навыки набора текста с клавиатуры; научить школьников пользоваться и управлять экранными объектами: буквами, числами, словами и иными выделенными фрагментами текста, графическими примитивами, из которых состоят схемы, рисунки и пр.
-     Содержание этапа: соответствует теме урока.
-      Методы: набор с клавиатуры, манипулирование экранными (виртуальными) объектами с помощью мыши. В процессе компьютерного практикума происходит закрепление представлений учеников о смысле и значении ключевых понятий информатики.
-      Формы организации: фронтально-индивидуальная работа на компьютере.
-      Дидактические средства: электронные задания, презентации, тренажеры и пр.
-      Результат этапа: освоение новых видов информационной деятельности (посредством использования компьютера как универсального инструмента работы с закодированной информацией – данными).
- Роль учителя при проведении компьютерного практикума: консультант, помощник, контролёр.
6    этап. Обсуждение домашнего задания.
-Цель этапа: организовать внеклассную работу учащихся.
-     Содержание этапа: соответствует теме урока.
-      Методы: устное обсуждение внеклассных действий, сравнение с работой на уроке.
-      Формы организации: фронтально-индивидуальная.
-      Дидактические средства: образцы, таблицы, карточки и пр.
-      Результат этапа: понимание ребенка, что он должен сделать дома к следующему уроку и как это сделать лучшим способом.
-      Роль учителя при обсуждении домашнего задания: консультант, знающий как можно наилучшим образом, то есть быстро и качественно выполнить домашние задания, в том числе творческие.
7    этап. Подведение итогов состоявшегося урока:
-Цель этапа: полное осознание достигнутого на уроке результата учебной деятельности.
-     Содержание этапа: соответствует теме урока.
-      Методы – повторение пройденного учебного материала на уроке по рубрике «Главное, что мы должны понять и запомнить», заключительное тестирование, заключительный устный или письменный опрос, работа со словарем.
-      Формы организации: фронтальный опрос, фронтальное тестирование, эвристическая  беседа, викторина, вопросы по теме урока и пр.
-      Дидактические средства: таблицы, карточки, тесты, вопросы, словарь в учебнике, электронный словарь и пр.
-      Результат этапа: понимание смысла и значения пройденных терминов, умение использовать их в своей устной и письменной речи, умение приводить соответствующие примеры из собственного жизненного опыта, узнавание соответствующих объектов в реальной действительности, умение описывать эти объекты, используя термины информатики.
-      Роль учителя при подведении итогов – контролер-организатор.

Опыт показывает, что дети легко принимают этот «напряженный» режим проведения урока информати­ки. Учитель тоже легко справляется с этим, если готов к уроку. Обычно интерес детей к уроку проявляется на самом высоком уровне, именно благодаря четкости и интеллектуально-организационной напряженности проведения урока.
На уроке информатики, в условиях жесткого ре­жима его проведения, явно проявляется (во всей полноте), насколько тот или иной ребенок владеет обще­учебными умениями и навыками.
Не следует уделять на уроке особое внимание про­явлению отсутствия общеучебных умений. Ребенок сам это видит и понимает. Доброжелательный разговор во внеурочное время необходим. Если ребенок не успел выполнить предыдущее задание, пусть оставит его, по­пытается включиться в следующее. Можно также пре­дусматривать для таких детей особый режим, особые задания. Это неудобно и дополнительная забота, но это необходимо.
Жесткая структура урока не предполагает «тупо­го» повторения из урока в урок одних и тех же игр, физкультминуток и т. д. В арсенале учителя должно быть немало вариантов различных игр и эстафет, ко­ротких стихотворений и упражнений, которые отраба­тываются и используются в «цикле». Например, на од­ном занятии дети знакомятся с новым вариантом игры или эстафеты, с новым набором упражнений. Исполь­зуют их на двух-трех уроках и затем осваивают новые. В приложении и в методических разработках уроков приведены возможные варианты игр, эстафет и физ­культминуток.

3. Способы деятельности на уроке.
Самое сложное для учителя, преподающего информатику в начальной    школе    –    это    «вписать»    компьютерный    практикум    в образовательный процесс таким образом, чтобы совместить общий ход урока с индивидуальным подходом. Закрепление и развитие представлений, полученных на теоретической части урока и при выполнении упражнений в тетради, и дальнейшее их развитие в процессе выполнения заданий и упражнений компьютерного практикума. Главное на данном этапе урока – получение навыков манипулирования с различными экранными (виртуальными) объектами: выделенными знаками, буквами, словами, предложениями, абзацами, различными графическими объектами и с закодированной с их помощью информацией.
Варианты организации организации деятельности школьников при проведении компьютерного практикума.

№ шага
Название
Содержание
деятельности
учителя
Действия учителя
Действия учеников
1
Инструк­таж
Сообщение, информация
Рассказывает, пока­зывает, знакомит с новой информацией, периодически задает вопросы на понима­ние: «Кто понял, о чем речь?» «Поня­ли?» «Все поняли?» «Кому непонятно?» Следит за реакцией учащихся, их внима­нием
Сидят, слуша­ют, смотрят, стараются по­нять смысл сказанного, периодически поднимают руки, отвеча­ют на вопро­сы, заданные учителем
2
Смотри­те, как это дела­ется
Приводит примеры из личного опы­та или прак­тики
Рассказывает, пока­зывает, задает во­просы типа: «Кто это уже слышал?» «Где слышал?» «Пробовал делать сам?» «Мо­жешь повторить дей­ствия или рассказать товарищу, как де­лать?» Следит за ре­акцией учащихся
Сидят, слуша­ют, смотрят, отвечают на вопросы, при­водят или не приводят при­меры
3

Попро­буй сам
Формулирует задание (что нужно сде­лать), выдает инструкцию (устно или письменно)
Инструктирует, как выполнить задание, какой результат нуж­но получить, сколько времени дается на выполнение задания. Задает вопросы: «Все ли поняли, что нужно сделать?» «Всем ли ясно, какой результат надо полу­чить?» «Кто не по­нял?» Следит за дея­тельностью учащих­ся, оказывая им необходимую по­мощь по мере на­добности
Слушают или читают инст­рукцию, ста­раются по­нять, отвечают на вопросы учителя, уточ­няют, что от них требуется, выполняют за­дание
4
Делай сам
Ставит всем одну и ту  же задачу
Уточняет: «Всем ли понятны усло­вия задачи?» «Кто не понял?» «Кто не знает, как выпол­нить?» Сообщает критерии оценки выполненного за­дания, сколько времени отводит­ся на выполнение. Наблюдает за деятельностью уча­щихся, объявляет оценку (количественную, качественную) и обосновы­вает ее
Самостоятельно выполняют зада­ние, в случае необ­ходимости обра­щаются за помо­щью, сообщают о выполненном зада­нии, комментируют полученный ре­зультат, соглаша­ются или не согла­шаются с оценкой
5
Пока­жи, на что ты спосо­бен
Дает индивидуаль- ные задания
Наблюдает за дей­ствиями учащихся, отвечает на вопро­сы уточняющего типа. Оказывает помощь сам, либо предлагает, чтобы ее оказал более сильный ученик, если поступает просьба. Если это предусмотрено, выдает дополни­тельный справоч­ный материал. Спрашивает: «Как ты сам оцениваешь выполнение зада­ния?» Затем оце­нивает (количест­венно или качест­венно),
обосновывает и выставляет оценку, подводит итоги
Читают задание, задают вопросы по уточнению задания, выполняют его, обращаются за помощью в случае необходимо­сти, просят необ­ходимый для работы дополнительный справочный мате­риал, стараются самостоятельно оценить свою ра­боту, продумывают форму представле­ния результата, за­щищают свою ра­боту, соглашаются или не соглашают­ся со своей оцен­кой, аргументируют несогласие

Если  ребенок работает на компьютере, учитель наблюдает и может время от времени давать управляющие указания, которые должны быть четкими, короткими, понятными и строго последовательными. Эти указания ребенок слышит, исполняет и запоминает – они косвенно формируют стиль мышления и речи, именно потому, что все внимание ребенка направленно на его деятельность. В момент замешательства, затруднения, ученик слышит слова учителя, так нужные ему в данный момент: «наведи указатель мыши на прямоугольный объект и щелкни правой клавишей мыши»… Слова учителя и действия ученика непроизвольно «соединяются» в его сознания в единый процесс и накрепко фиксируются в нем, подкрепляемые еще и «мышечной памятью».