Тема 1.2. Программно-методические комплексы по информатике для начальных классов Лабораторная работа №1 УМК "Информатика в играх и задачах", А.В. Горячев

Особенности обучения информатике в УМК А.В.Горячева. Курсы «Информатика в играх и задачах» и «Мой инструмент-компьютер»

Теоретические основы:

В связи с введением нового ФГОС утверждается федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на каждый учебный год.

Анкетирование в ходе курсовой подготовки учителей начальных классов образовательных учреждений показало, что обучение «Информатике» во 2-4 классах в основном проводилось с использованием либо УМК Горячева А.В.. либо УМК Матвеевой Н.В. Рассмотрим возможность использования данных УМК с учётом требований ФГОС второго поколения.

Учебно-методический комплект «Информатика в играх и задачах».
Автор: Горячев А.В. 1-4 класс

1. Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении. При этом под непрерывностью следует понимать наличие последовательных целей учебных задач на всем протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное, объективное и субъективное продвижение учащихся вперед на каждых из последовательных временных отрезков. Под преемственностью понимается непрерывность на границах различных этапов или форм обучения.
Взаимоувязывая цели и задачи обучения информатике в начальной школе, можно выделить два аспекта изучения информатики: технологический и общеобразовательный.
В первом случае информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала. Ее задачей является выработка у школьников умений и навыков использования современных информационных технологий. Для реализации этой задачи необходимо обеспечение школ компьютерами и программами. Такое обучение целесообразно вести в старших классах.
Во втором случае информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.
Для реализации этих задач нет необходимости иметь в школе компьютеры, поэтому изучение такого курса может проходить в любой школе, в любом удаленном городке, в любой деревне.
Современное представление о работе за компьютером как о творческой созидательной деятельности, требующей наряду с развитым логическим и системным мышлением способности мыслить изобретательно и продуктивно, ориентирует преподавание информатики в начальной
школе на развитие умения рассуждать логически строго и одновременно на развитие фантазии и творческого воображения.

Задачи обучения младших школьников информатике можно разделить на две части:
а) общеучебные задачи:
• формирование мотивации учения;
• развитие речи;
• выработка умения устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми;
• формирование общеучебных умений и навыков;
• воспитание интереса к процессу обучения и т.д.,
б) специфические задачи, которые можно условно разделить на три группы.
1-я группа
Задачи, связанные с подготовкой к предстоящему обучению, обработкой информации. Развитие у школьников устойчивых навыков решения задач с применением следующих подходов:
• использование формальной логики при решении задач;
• построение выводов путем применения логических операций: “если —то”, “и”, “или”, “не” — и их комбинации;
• алгоритмический подход к решению задач;
• умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели;
• системный подход;
• рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом;
• объектно-ориентированный подход, т.е. постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов, умение описывать предмет по принципу — из чего он состоит, что делает и что можно делать с предметом.
2-я группа
Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой, знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми.
3-я группа
Формирование у учеников навыков решения нестандартных задач.

Пропедевтический курс “Информатика в играх и задачах” в целом реализует перечисленные выше цели и задачи. Осваивая этот курс, младшие школьники приобретают такие навыки и умения, как: умение сравнивать, анализировать, обобщать, абстрагировать, видеть структурные, иерархические и причинно-следственные связи. Так как эти умения являются также и общеучебными, то учителя отмечают, что при изучении курса “Информатика в играх и задачах” ученики лучше успевают и по другим дисциплинам.
С другой стороны, эти умения относятся к разряду “логическое мышление”. Психологи утверждают, что для развития логического мышления природой отведены определенные возрастные рамки, примерно соответствующие по срокам обучению в начальной школе. Опоздание с развитием логического мышления может стать опозданием навсегда.

2. Структура и содержание курса “Информатика в играх и задачах”
С 1996 года учебно-методический материал курса “Информатика в играх и задачах” для начальной школы включен в федеральный комплект учебников.
Курс “Информатика в играх и задачах” для начальной школы, для 5-х и 6-х классов включен в комплект учебников образовательной системы “Школа-2100”, созданный в рамках единой концепции обновленной образовательной школы.
Учебно-методический материал по курсу состоит из четырех комплектов. В каждый комплект входят 2 учебные тетради для учеников, состоящие из двух разделов (по 1 разделу на четверть), методическое пособие для учителя и 8 контрольных работ (по 2 варианта на каждый раздел).

Изучение материала с 1-го по 4-й класс происходит “по спирали”:
перечисленные ниже темы изучаются в каждом классе, но каждый раз уровень заданий повышается соответственно возрасту учащихся.
I четверть — алгоритмические модели;
II четверть — модели объектов;
III четверть — модели логических рассуждений;
IV четверть — общие приемы решения нестандартных задач.

Комплекты № 1 и № 2 (1-й и 2-й классы) считаются пропедевтическими. Если изучение предмета начинается с 1-го класса, то следует учесть то обстоятельство, что дети в первом классе не умеют читать или очень плохо читают. Поэтому начинать изучение предмета следует с 3-й или 4-й недели обучения.
Если изучение предмета начинается со 2-го класса, то в этом случае следует использовать тетради 2-го класса. Задания, включенные в этот комплект, идентичны заданиям 1-го класса и вполне осваиваются детьми.
Материалы комплекта № 3 (3-й класс) не опираются на знания, полученные при изучении комплектов № 1 и № 2, но апробация комплектов показала, что дети, начавшие изучение курса с первого класса, с большим удовольствием воспринимают эти уроки, начинают лучше успевать по другим предметам и легче осваивают материал следующего года.
Если обстоятельства складываются так, что изучение предмета начинается с 4-го класса, то в этом случае изучение материала следует начинать с тетрадей 3-го класса.
Те же рекомендации можно дать в отношении комплектов для 5-х и 6-х классов. При определенных обстоятельствах можно начать изучение предмета в 5-м классе по тетрадям “Информатика в играх и задачах” для 5-го класса, но в этом случае изучение материала потребует от детей, а главное от учителя особых усилий, умений и терпения.

В методическом пособии подробно разработан каждый урок данного курса:
1) Отмечены цели каждого урока, которые отражают, как правило, только образовательный аспект триединой дидактической задачи, стоящей перед учителем. Воспитательный и развивающий аспекты этой задачи — общие для каждого урока и предполагают:
— формирование у детей умения работать во времени, умения работать в группе;
— развитие логического мышления, памяти и воображения.
2) Даны примеры вопросов, которые целесообразно задать детям для лучшего усвоения материала.
3) Разобраны трудные задания.
4) Даны ответы на все задания.
5) Дан пояснительный материал для учителя по темам, которые могут вызвать затруднения у учителя.
6) Выделены задания для работы дома.
7) Разработаны и приведены игры, которые могут помочь детям понять и усвоить материал.
При проведении занятий максимально возможно применяются занимательные и игровые формы обучения. На уроках можно использовать индивидуальные, парные и групповые формы обучения.

В результате обучения в 1-м классе учащиеся должны уметь:
1. Находить лишний предмет в группе однородных;
2. Предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
3. Выделять группы однородных предметов среди разнородных и называть их;
4. Находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число элементов и т.д.);
5. Разбивать предложенное множество фигур на два подмножества по значениям разных признаков;
6. Находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
7. Называть последовательность простых знакомых действий;
8. Приводить примеры последовательности действий в быту, сказках;
9. Находить пропущенное действие в знакомой последовательности;
10. Точно выполнять действия под диктовку учителя;
11. Отличать заведомо ложные фразы;
12. Называть противоположные по смыслу слова;
13. Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.

В результате обучения во 2-м классе учащиеся должны уметь:
1. Находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
2. Называть общие признаки предметов из одного класса и значение признаков у разных предметов из этого класса;
3. Понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
4. Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
5. Изображать графы;
6. Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
7. Находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

В результате обучения в 3—4-м классах учащиеся должны уметь:
1. Определять составные части предметов, а также состав этих составных частей и т.д.;
2. Описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
3. Заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса; в каждой клетке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов;
4. Выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами, обратные заданному;
5. Изображать множества с разным взаимным расположением;
6. Записывать выводы в виде правил “если — то”;


7. По заданной ситуации составлять короткие цепочки правил “если — то”.

Для реализации принципа наглядности в кабинете должны быть доступны изобразительные наглядные пособия: плакаты с примерами схем и разрезной материал с изображениями предметов и фигур.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер и медиапроектор). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет использовать в работе учителя набор дополнительных заданий к большинству тем курса «Информатика».