ВСР №2 "ФГОС НОО"

Практическая работа №1/2 «Современный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Цели и задачи обучения информатике. Принципы построения содержания начального курса информатики».
Цель: изучить примеры нормативных документов в области школьной информатики.

Ожидаемые результаты
Студенты должны знать:
– виды и содержание нормативных документов, определяющих подготовку школьников в области информатики;
– роль учебной программы и инструктивно-методического письма в планировании учебной работы учителя;
– назначение и структуру календарно-тематического плана учебной работы;
уметь:
– использовать нормативные документы по информатике при планировании учебной работы;
            – составлять календарно-тематический план учебной работы по информатике.

Теоретические основы:
ПРЕПОДАВАНИЕ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
(информационно-методические материалы)

Автор-составитель: Медведева Л.И., методист областного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Новгородский институт развития образования».
Рецензенты:
Гусарова Г.П., Федорова Н.П., методисты областного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Новгородский институт развития образования»
часть 1
«Информатика и ИКТ» в системе учебных дисциплин
начальной школы в свете требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

В 2009 году утверждён Федеральный государственный стандарт начального общего образования второго поколения (ФГОС).
Основными тенденциями ФГОС второго поколения являются:
·                    Цель обучения: от усвоения знаний, умений и навыков к формированию умения учиться.
·                    Содержание: от «стерильности» системы научных понятий к включению содержания в контекст решения жизненных задач.
·                    Учебная деятельность: от стихийности к стратегии целенаправленной организации.
·                    Учебный процесс: от ориентации на учебно-предметное содержание к пониманию смысла обучения.
·                    Формы обучения: от индивидуальной деятельности  к учебному сотрудничеству.
В новых стандартах обозначены основные подходы к обучению:
·                    компетентностный подход,
·                    проблемно-ориентированное развивающее образование,
·                    деятельностный подход.

Исходя из этого, определены образовательные результаты:
·                    личностные (развитие личностных качеств – умение учиться),
·                    метапредметные (универсальные способы действий, ключевые компетенции, межпредметные связи),
·                    предметные (разные виды результатов по предмету, умение решать жизненные задачи).
Важное значение для развития метапредметных умений отводится информационной грамотности. Под термином «информационная грамотность» понимается совокупность умений работы с информацией. Эти умения формируются на уроках по предметам, на факультативных занятиях и применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации по созданию своих информационных объектов, например, при работе над проектами. Именно поэтому разработчики стандартов предприняли попытку включить информационные и коммуникационные технологии во все учебные предметы как общую образовательную технологию. Предполагается, что информационные технологии (ИТ) будут использоваться наравне с «мелом и ручкой» при изучении всех предметов. Одна из идей, развиваемых в стандарте второго поколения заключается в том, что технологии ставятся во главу угла.
Современный ребенок погружен в некую новую предметную и новую информационную среду. В отличие от прошлых времен, действительность, окружающая современного ребенка, наполнена бесчисленным множеством созданных человеком электронных устройств. В их числе компьютер, мобильные телефоны, цифровой фотоаппарат, цифровые видеокамеры, плейеры, декодеры и так далее. Как бы подробно не изучать окружающий мир, но, не изучая информатики, ребенок не узнает про эти везде и всюду встречающиеся в жизни предметы. Ни о том, как они устроены, ни о том, когда и зачем появились. В этих условиях информатика в начальной школе необходима не менее чем русский язык и математика.
Место предмета «Информатика» в системе других учебных дисциплин определяется его целью и содержанием. Цель уникальна (в отличие от других дисциплин начального образования) – целенаправленно научить детей работать с информацией (осуществлять ее поиск, анализировать, классифицировать и пр.) в том числе с помощью компьютера (при наличии условий). Для этого необходимо уже в начальной школе сформировать первичные представления об объектах информатики и действиях с информацией и информационными объектами (текстами, рисунками, схемами, таблицами, базами данных), дать школьникам необходимые знания об их свойствах и научить осуществлять с информационными объектами необходимые действия с помощью компьютера. Это необходимо для того, чтобы научить детей применять современные информационные технологии для решения учебных и практических задач.
По новому стандарту в начальной школе нет ни предмета «Информатика», ни предмета «Информационные технологии». Информатика, наряду с математикой, относится к предметам естественнонаучного (ЕН) цикла и, является фундаментальным ядром начального образования. Предметы ЕН цикла рассматриваются как целостная система сведений о мире, связях, отношениях, зависимостях и закономерностях окружающей действительности. Представление информации в УМК естественно-научного цикла (ЕН) опирается на общие категории, универсальные методы познания и формализации знаний, межпредметные связи, практическую направленность знаний с опорой на актуальный опыт ребёнка.
В связи с этим, одним из вариантов изучения информатики является включение его содержания в систему учебных дисциплин начальной школы: в курс математики, технологии, окружающий мир, изобразительного искусства, музыки, русского языка, иностранного языка и др.
Более тесно информатика связана с программой курса математики начального звена. Предлагаем вариант интеграции содержания двух предметов.

Темы основного курса математики
Основные темы курса по информатике
1. Сравнение предметов и групп предметов
Сравнение предметов: по размеру, по длине, по ширине, по росту, по возрасту. Поиск объекта по набору его признаков. Упорядочение набора объектов по возрастанию какого – либо параметра.
Равенство количеств как результат взаимнооднозначного соответствия. Дольше, меньше. Установление взаимнооднозначного соответствия. Сравнение рядов по длине и количеству объектов.
2. Ориентация на плоскости и в пространстве, пропедевтика курса геометрии
Право/лево, верх/низ. Верх и низ в пространстве. Отображение верха и низа на листе бумаги.
Поддержка развития пространственного воображения: стороны света, движение по часовой и против часовой стрелки, сопоставление группы предметов и ее двумерного изображения. Восстановление расположения фигур на плоскости по проекции на плоскость.
Поддержка развития формальной логики. Решение задач, включающих анализ истинных и ложных утверждений. Построение отрицания. Решение задач на поиск соответствия методом исключения, в том числе с применением таблиц.
3. Числа и действия над ними, пропедевтика курса математики
Поддержка понимания структуры натурального ряда, пропедевтика темы «Последовательности».
Решение задач на построение последовательностей по описанию: построение цепочек предметов, событий, дат, людей и т.д., а также составление маршрутов и планов. Цепочки символов, кодирование и шифровка как замена одной цепочки знаков на другую.
Пропедевтика темы «Множество».
Одинаковые и разные совокупности/множества, построение и поиск совокупности/ множества по описанию. Поиск объединения и пересечения множеств. Сравнение мощности множеств путем установления взаимнооднозначного соответствия.
Нумерация с натуральными числами. Достоверный пересчет больших совокупностей предметов и понимание сути десятичной системы исчисления.
Примеры нумерации у разных народов в разные времена. Римская, арабская и старославянская нумерации.
Решение сюжетных арифметических задач.
Поддержка понимания закономерностей арифметических действий. Решение числовых ребусов методом перебора с опорой на дерево и таблицу, при помощи таблицы рассуждений.
Поддержка информатических способов решения арифметических и алгебраических задач.
Решение задач с помощью перебора (в том числе по дереву перебора), с применением таблиц, с помощью графической модели, с помощью рассуждений.
Пропедевтика основ математической статистики. Представление числовых данных с помощью таблицы, столбовой диаграммы, круговой диаграммы.
4. Величины и их измерение
Единицы времени. Измерение времени. Часы, минуты, секунды. Определение времени по часам. Различные способы отображения и указания времени и их соответствие.
Денежные единицы. Монеты, бумажные деньги. Эквивалентные по ценности денежные наборы, размен денег.
Единицы вместимости и массы. Литры. Килограммы и граммы. Сложение и вычитание именованных чисел.
Единицы измерения информации.

Варианты планирования курса
в образовательной области «Математика и информатика»

1.                  Модуль в курсе математики – 17 часов (1 час в неделю, минимальная модель электронно-программного обеспечения на рабочем месте учителя с использованием ЦОР учителем):
·                                 Основы логики.
·                                 Арифметические основы информатики.
·                                 Основы алгоритмики.
2.                  Модуль в курсе математики – 17 часов (по 0,5 часа  в неделю, базовая модель электронно-программного обеспечения с использованием ЦОР к урокам учащимися):
·                                Основы логики.
·                                Арифметические основы информатики.
·                                Основы алгоритмики.
3.                  Модуль в курсе математики и компьютерный практикум по курсу «Информатика» – 51 час (1 час в две недели и 1 час в неделю проектная деятельность учащихся, базовая модель электронно-программного обеспечения с использованием ЦОР к урокам учащимися).

Вариант
Число часов урочной деятельности
Число часов внеурочной деятельности (проектная работы учащихся)
Всего за год
1
1 час в две недели (на уроке «Математика»)
 –
17
2
по 0,5 часа в неделю (при делении класса на группы)
 _
17
3
1 час в две недели на уроке «Математика»
1 час в неделю
51

Кроме математики в начальной школе есть предмет «Технология», один из модулей которого называется «Практика работы на компьютере». Он содержит следующие разделы:
·                    Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
·                    Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере, бережное отношение к техническим средствам. Работа с цифровыми образовательными ресурсами, готовыми материалами на электронных носителях.
·                    Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, хранение, удаление. Создание небольшого текста и вывод его на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word и Power Point.

Варианты планирования курса для интегрированного обучения
в образовательной области «Технология»

Модуль в курсе технологии - 6-8 часов (без деления на группы, минимальная модель электронно-программного обеспечения с использованием ЦОР к урокам учителем).
Проекты:
1)                                          Человек, технология  и окружающая среда. Дом и семья.
2)                                          Человек, технология и искусство.
3)                                          Человек, технология и техническая среда.
1.                  Модуль в курсе технологии – 6-8 часов (с делением на группы, базовая модель электронно-программного обеспечения с использованием ЦОР к урокам учащимися).

Вариант
Число часов урочной деятельности
Число часов внеурочной деятельности
Всего за год
1
1 час в неделю урока «Технология» модуль «Практика работы на компьютере»
6-8 часов
2
1 час в неделю урока «Технология» модуль «Практика работы на компьютере» (при делении класса на группы)
6-8 часов

Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир» направлено на  «осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме». Информатика, обучая пользоваться универсальным инструментом (компьютером) поиска  в сети Интернет и обработки необходимой информации в энциклопедиях, словарях и других источниках, расширяет возможности детей познавать окружающий мир и способствует их самостоятельности и творчеству в процессе познания. Одним словом, через предмет «Окружающий мир» учащиеся тоже могут приобрести навыки работы на компьютере при наличии соответствующих условий.
Изучение предметов эстетического цикла (ИЗО и музыка) направлено на развитие «способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру». Освоение графического редактора на уроках информатики предоставляет младшему школьнику возможность создавать изображение в принципиально иной технике, развивая его логическое мышление в тесной связи с эмоционально-ценностным восприятием окружающей действительности.
Изучение русского и родного языка в начальной школе направлено на развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения – всему этому учит и информатика. Информатика  пробуждает и познавательный интерес к слову, и стремление совершенствовать свою речь в процессе освоения мощного инструмента работы с информацией, и его программного обеспечения, в частности – текстового редактора, электронного блокнота, электронной книги. На уроках информатики, при наборе текстов в текстовом редакторе, учащиеся овладевают умениями правильно писать (поскольку все ошибки компьютер выделяет подчеркиванием и предлагает правильно написанное слово), участвовать в диалоге. Обучаясь работе на компьютере, дети составляют письменные тексты-описания и повествования небольшого объема, овладевают основами делового письма (написание записки, адреса, письма).
Исходя из того факта, что разговор с детьми о числах, информации и данных, способах и инструментах их хранения и обработки не может происходить на чисто абстрактном уровне, и математика, и информатика непосредственно связаны с содержанием других дисциплин начального образования. В частности, с иностранным языком. Иностранный язык в начальной школе изучается со 2 класса. Он формирует «элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника». Информатика, с одной стороны, использует знания, полученные на уроках иностранного языка (английский алфавит, например),  с другой стороны, развивает коммуникативные умения, поскольку вводит в речь школьников новые термины и учит общаться с помощью компьютера.
Таким образом, информатика выполняет интегрирующую функцию в системе учебных дисциплин начальной школы, мотивируя учащихся к активному использованию полученных знаний и приобретенных умений  при изучении учебных дисциплин в информационной образовательной среде предметов школы в целом.



Использование возможностей раздела БУП
«Внеурочная деятельность» для изучения информатики

Второй вариант изучения информатики в начальной школе (2,3,4 классы) ориентирован на использование возможностей раздела «Внеурочная деятельность» базисного учебного плана.
Базисный образовательный план предоставляет школе широкие возможности включения информатики в учебный план и расписание начальной школы. В частности, школа может использовать вариативную часть базисного образовательного плана. Вариативная часть базисного образовательного плана учитывает особенности, образовательные потребности и интересы учащихся. Время, отводимое на вариативную часть внутри предельно допустимой аудиторной учебной нагрузки, может быть использовано для увеличения часов на изучение отдельных предметов инвариантной части, на организацию курсов, в которых заинтересованы ученик, родитель, учитель, образовательное учреждение, субъект РФ. В первом классе в соответствии с системой гигиенических требований, определяющих максимально допустимую нагрузку учащихся, вариативная часть отсутствует.
Раздел «Внеурочная деятельность» позволит в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. В переходный период, когда учитель ещё не обеспечен полностью УМК, соответствующему ФГОС, школа из раздела «Внеурочная деятельность» может выделить 1 час на преподавание информатики. Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и предоставляет учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника, поскольку часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и их родителей.

Занятия могут проводиться учителем начальной школы или  учителем информатики. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.