Практическая работа №1/2 «Современный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Цели и задачи обучения информатике. Принципы построения содержания начального курса информатики».
Цель: изучить примеры нормативных документов в области школьной информатики.
Ожидаемые результаты
Студенты должны знать:
– виды и содержание нормативных документов, определяющих подготовку школьников в области информатики;
– роль учебной программы и инструктивно-методического письма в планировании учебной работы учителя;
– назначение и структуру календарно-тематического плана учебной работы;
уметь:
– использовать нормативные документы по информатике при планировании учебной работы;
– составлять календарно-тематический план учебной работы по информатике.
Теоретические основы:
(информационно-методические материалы)
Автор-составитель: Медведева Л.И., методист
областного автономного образовательного учреждения дополнительного
профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Новгородский институт развития образования».
Рецензенты:
Гусарова Г.П.,
Федорова Н.П., методисты областного
автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального
образования (повышения квалификации) специалистов «Новгородский институт
развития образования»
часть 1
«Информатика и ИКТ» в системе учебных дисциплин
начальной школы в свете требований федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования
В 2009 году
утверждён Федеральный государственный стандарт начального общего образования второго
поколения (ФГОС).
Основными тенденциями ФГОС второго
поколения являются:
·
Цель
обучения: от усвоения знаний, умений и навыков к формированию умения
учиться.
·
Содержание:
от «стерильности» системы научных понятий к включению содержания в контекст
решения жизненных задач.
·
Учебная
деятельность: от стихийности к стратегии целенаправленной организации.
·
Учебный
процесс: от ориентации на учебно-предметное содержание к пониманию смысла
обучения.
·
Формы
обучения: от индивидуальной деятельности
к учебному сотрудничеству.
В новых
стандартах обозначены основные подходы к
обучению:
·
компетентностный
подход,
·
проблемно-ориентированное
развивающее образование,
·
деятельностный
подход.
Исходя из
этого, определены образовательные
результаты:
·
личностные
(развитие личностных качеств – умение учиться),
·
метапредметные
(универсальные способы действий, ключевые компетенции, межпредметные
связи),
·
предметные
(разные виды результатов по предмету, умение решать жизненные задачи).
Важное
значение для развития метапредметных умений отводится информационной грамотности. Под термином «информационная грамотность» понимается совокупность умений работы
с информацией. Эти умения формируются на уроках по предметам, на факультативных
занятиях и применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия
по поиску, обработке, организации информации по созданию своих информационных
объектов, например, при работе над проектами. Именно поэтому разработчики стандартов предприняли попытку
включить информационные и коммуникационные технологии во все учебные предметы
как общую образовательную технологию. Предполагается, что информационные
технологии (ИТ) будут использоваться наравне с «мелом и ручкой» при изучении
всех предметов. Одна из идей, развиваемых в стандарте второго поколения
заключается в том, что технологии ставятся во главу угла.
Современный
ребенок погружен в некую новую предметную и новую информационную
среду. В отличие от прошлых времен, действительность, окружающая современного
ребенка, наполнена бесчисленным множеством созданных человеком электронных
устройств. В их числе компьютер, мобильные телефоны, цифровой фотоаппарат,
цифровые видеокамеры, плейеры, декодеры и так далее. Как бы подробно не изучать
окружающий мир, но, не изучая информатики, ребенок не узнает про эти везде и
всюду встречающиеся в жизни предметы. Ни о том, как они устроены, ни о том,
когда и зачем появились. В этих условиях информатика в начальной школе необходима
не менее чем русский язык и математика.
Место
предмета «Информатика» в системе других учебных дисциплин определяется его
целью и содержанием. Цель уникальна (в отличие от других дисциплин начального
образования) – целенаправленно научить детей работать с информацией (осуществлять
ее поиск, анализировать, классифицировать и пр.) в том числе с помощью
компьютера (при наличии условий). Для этого необходимо уже в начальной
школе сформировать первичные представления об объектах информатики и действиях
с информацией и информационными объектами (текстами, рисунками, схемами,
таблицами, базами данных), дать школьникам необходимые знания об их свойствах и
научить осуществлять с информационными объектами необходимые действия с помощью
компьютера. Это необходимо для того, чтобы научить детей применять
современные информационные технологии для решения учебных и практических задач.
По новому стандарту в начальной школе нет
ни предмета «Информатика», ни предмета «Информационные технологии». Информатика, наряду с математикой, относится
к предметам естественнонаучного (ЕН) цикла и, является фундаментальным ядром
начального образования. Предметы ЕН цикла рассматриваются как целостная система сведений о
мире, связях, отношениях, зависимостях и закономерностях окружающей действительности.
Представление информации в УМК естественно-научного цикла (ЕН) опирается на
общие категории, универсальные методы познания и формализации знаний,
межпредметные связи, практическую направленность знаний с опорой на актуальный
опыт ребёнка.
В связи с
этим, одним из вариантов изучения информатики является включение его содержания
в систему учебных дисциплин начальной школы: в курс математики, технологии,
окружающий мир, изобразительного искусства, музыки, русского языка, иностранного
языка и др.
Более тесно информатика связана с программой курса математики начального звена. Предлагаем
вариант интеграции содержания двух предметов.
Темы основного
курса математики
|
Основные темы курса
по информатике
|
1. Сравнение предметов и групп
предметов
|
Сравнение предметов: по размеру, по длине, по ширине, по росту,
по возрасту. Поиск объекта по набору его признаков. Упорядочение набора
объектов по возрастанию какого – либо параметра.
Равенство количеств как результат взаимнооднозначного соответствия.
Дольше, меньше. Установление взаимнооднозначного соответствия. Сравнение рядов по длине и количеству объектов.
|
2. Ориентация на плоскости и в
пространстве, пропедевтика курса геометрии
|
Право/лево, верх/низ. Верх и низ в пространстве. Отображение
верха и низа на листе бумаги.
Поддержка развития пространственного воображения: стороны света,
движение по часовой и против часовой стрелки, сопоставление группы предметов
и ее двумерного изображения. Восстановление расположения фигур на плоскости
по проекции на плоскость.
Поддержка развития формальной логики. Решение задач, включающих
анализ истинных и ложных утверждений. Построение отрицания. Решение задач на
поиск соответствия методом исключения, в том числе с применением таблиц.
|
3. Числа и действия над ними,
пропедевтика курса математики
|
Поддержка понимания структуры натурального ряда, пропедевтика темы
«Последовательности».
Решение задач на построение
последовательностей по описанию: построение цепочек предметов, событий, дат,
людей и т.д., а также составление маршрутов и планов. Цепочки символов,
кодирование и шифровка как замена одной цепочки знаков на другую.
Пропедевтика темы «Множество».
Одинаковые и разные
совокупности/множества, построение и поиск совокупности/ множества по
описанию. Поиск объединения и пересечения множеств. Сравнение мощности множеств
путем установления взаимнооднозначного соответствия.
Нумерация с натуральными числами. Достоверный пересчет больших
совокупностей предметов и понимание сути десятичной системы исчисления.
Примеры нумерации у разных
народов в разные времена. Римская, арабская и старославянская нумерации.
Решение сюжетных арифметических задач.
Поддержка понимания закономерностей арифметических действий. Решение
числовых ребусов методом перебора с опорой на дерево и таблицу, при помощи
таблицы рассуждений.
Поддержка информатических способов решения арифметических и
алгебраических задач.
Решение задач с помощью
перебора (в том числе по дереву перебора), с применением таблиц, с помощью
графической модели, с помощью рассуждений.
Пропедевтика основ математической статистики. Представление
числовых данных с помощью таблицы, столбовой диаграммы, круговой диаграммы.
|
4. Величины и их измерение
|
Единицы времени. Измерение времени. Часы, минуты, секунды.
Определение времени по часам. Различные способы отображения и указания
времени и их соответствие.
Денежные единицы. Монеты, бумажные деньги. Эквивалентные по
ценности денежные наборы, размен денег.
Единицы вместимости и массы. Литры. Килограммы и граммы. Сложение
и вычитание именованных чисел.
Единицы измерения информации.
|
Варианты
планирования курса
в образовательной
области «Математика и информатика»
1.
Модуль в курсе математики – 17 часов (1 час в неделю, минимальная
модель электронно-программного
обеспечения на рабочем месте учителя с использованием ЦОР учителем):
·
Основы логики.
·
Арифметические основы информатики.
·
Основы алгоритмики.
2.
Модуль в курсе математики – 17 часов (по 0,5 часа в неделю, базовая модель электронно-программного обеспечения с
использованием ЦОР к урокам учащимися):
·
Основы логики.
·
Арифметические основы информатики.
·
Основы алгоритмики.
3.
Модуль в курсе математики и компьютерный практикум по
курсу «Информатика» – 51 час (1 час в две недели и 1 час в неделю проектная
деятельность учащихся, базовая модель электронно-программного обеспечения с
использованием ЦОР к урокам учащимися).
Вариант
|
Число часов урочной деятельности
|
Число часов внеурочной деятельности (проектная работы учащихся)
|
Всего за год
|
1
|
1 час в две недели (на уроке «Математика»)
|
–
|
17
|
2
|
по 0,5 часа в неделю (при делении класса на группы)
|
_
|
17
|
3
|
1 час в две недели на уроке «Математика»
|
1 час в неделю
|
51
|
Кроме
математики в начальной школе есть предмет «Технология»,
один из модулей которого называется «Практика
работы на компьютере». Он содержит следующие разделы:
·
Информация, её отбор, анализ и систематизация.
Способы получения, хранения, переработки информации.
·
Назначение основных устройств компьютера для
ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и
подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного
письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового
редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам.
Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере, бережное
отношение к техническим средствам. Работа с цифровыми образовательными
ресурсами, готовыми материалами на электронных носителях.
·
Работа с простыми информационными объектами
(текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, хранение, удаление.
Создание небольшого текста и вывод его на принтер. Использование рисунков из
ресурса компьютера, программ Word
и Power Point.
Варианты
планирования курса для интегрированного обучения
в образовательной
области «Технология»
Модуль в курсе
технологии - 6-8 часов (без деления на группы, минимальная модель электронно-программного обеспечения с
использованием ЦОР к урокам учителем).
Проекты:
1)
Человек, технология
и окружающая среда. Дом и семья.
2)
Человек, технология и искусство.
3)
Человек, технология и техническая среда.
1.
Модуль в курсе технологии – 6-8 часов (с делением на
группы, базовая модель
электронно-программного обеспечения с использованием ЦОР к урокам учащимися).
Вариант
|
Число часов урочной деятельности
|
Число часов внеурочной деятельности
|
Всего за год
|
1
|
1 час в неделю урока «Технология» модуль «Практика работы на компьютере»
|
–
|
6-8 часов
|
2
|
1 час в неделю урока «Технология» модуль «Практика работы на компьютере»
(при делении класса на группы)
|
–
|
6-8 часов
|
Изучение
интегрированного предмета «Окружающий мир» направлено на «осмысление личного опыта общения ребенка с
природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме». Информатика,
обучая пользоваться универсальным инструментом (компьютером) поиска в сети Интернет и обработки необходимой информации
в энциклопедиях, словарях и других источниках, расширяет возможности детей
познавать окружающий мир и способствует их самостоятельности и творчеству в
процессе познания. Одним словом, через предмет «Окружающий мир» учащиеся
тоже могут приобрести навыки работы на компьютере при наличии соответствующих условий.
Изучение
предметов эстетического цикла (ИЗО и музыка) направлено на развитие
«способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного
и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к
окружающему миру». Освоение графического редактора на уроках информатики
предоставляет младшему школьнику возможность создавать изображение в
принципиально иной технике, развивая его логическое мышление в тесной связи с
эмоционально-ценностным восприятием окружающей действительности.
Изучение русского
и родного языка в начальной школе направлено на развитие речи, мышления,
воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с
условиями общения – всему этому учит и информатика. Информатика пробуждает и познавательный интерес к слову,
и стремление совершенствовать свою речь в процессе освоения мощного инструмента
работы с информацией, и его программного обеспечения, в частности – текстового
редактора, электронного блокнота, электронной книги. На уроках информатики,
при наборе текстов в текстовом редакторе, учащиеся овладевают умениями
правильно писать (поскольку все ошибки компьютер выделяет подчеркиванием и
предлагает правильно написанное слово), участвовать в диалоге. Обучаясь работе
на компьютере, дети составляют письменные тексты-описания и повествования
небольшого объема, овладевают основами делового письма (написание записки,
адреса, письма).
Исходя из того
факта, что разговор с детьми о числах, информации и данных, способах и
инструментах их хранения и обработки не может происходить на чисто абстрактном
уровне, и математика, и информатика непосредственно связаны с содержанием других
дисциплин начального образования. В частности, с иностранным языком. Иностранный
язык в начальной школе изучается со 2 класса. Он формирует «элементарные
коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает
речевые способности, внимание, мышление, память и воображение младшего
школьника». Информатика, с одной стороны, использует знания, полученные на
уроках иностранного языка (английский алфавит, например), с другой стороны, развивает коммуникативные
умения, поскольку вводит в речь школьников новые термины и учит общаться с помощью
компьютера.
Таким образом, информатика выполняет
интегрирующую функцию в системе учебных дисциплин начальной школы, мотивируя
учащихся к активному использованию полученных знаний и приобретенных
умений при изучении учебных дисциплин в
информационной образовательной среде предметов школы в целом.
Использование возможностей раздела БУП
«Внеурочная деятельность» для изучения информатики
Второй вариант
изучения информатики в начальной школе (2,3,4 классы) ориентирован на
использование возможностей раздела «Внеурочная
деятельность» базисного учебного плана.
Базисный
образовательный план предоставляет школе широкие возможности включения
информатики в учебный план и расписание начальной школы. В частности, школа
может использовать вариативную часть базисного образовательного плана. Вариативная
часть базисного образовательного плана учитывает особенности, образовательные
потребности и интересы учащихся. Время, отводимое на вариативную часть внутри
предельно допустимой аудиторной учебной нагрузки, может быть использовано для
увеличения часов на изучение отдельных предметов инвариантной части, на
организацию курсов, в которых заинтересованы ученик, родитель, учитель,
образовательное учреждение, субъект РФ. В первом классе в соответствии с
системой гигиенических требований, определяющих максимально допустимую нагрузку
учащихся, вариативная часть отсутствует.
Раздел
«Внеурочная деятельность» позволит в полной мере реализовать требования
федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. В
переходный период, когда учитель ещё не обеспечен полностью УМК, соответствующему
ФГОС, школа из раздела «Внеурочная деятельность» может выделить 1 час на преподавание
информатики. Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность»
является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и предоставляет
учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие
школьника, поскольку часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются
по желанию учащихся и их родителей.
Занятия могут
проводиться учителем начальной школы или
учителем информатики. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не
учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но
являются обязательными для финансирования.