Тема 1.4. Санитарно-гигиенические требования к уроку информатики в начальной школе Практическая работа №6

Практическая работа № 8 Знакомство с методикой проведения инструктажа по ТБ в начальных классах. Гигиенические нормы работы за компьютером  и правила поведения в компьютерном классе
Цель: изучить требования к оснащению и организации работы кабинета информатики;
подготовить фрагмент урока по инструктированию школьников о правилах охраны труда,
поведения и работы в кабинете информатики.
Ожидаемые результаты
Студенты должны знать:
– требования к оснащению и организации работы кабинета информатики;
– правила охраны труда и организации работы учащихся в кабинете информатики;
– меры по предупреждению и снижению зрительной и мышечной утомляемости вследствие работы за компьютером;
уметь:

– организовывать микроклимат кабинета информатики.

Теоретические основы: 

1.  Санитарно-гигиенические нормы работы с компьютером.

При оборудовании и использовании компьютерных кабинетов чрезвычайно важное значение имеет строгое соблюдение санитарных правил и норм, предназначенных для предотвращения неблагоприятного воздействия на человека вредных факторов, сопровождающих работы с видеодисгглейньтми терминалами (ВДТ) и ПЭВМ. Вопрос о вредности работы с ВДТ и ПЭВМ актуален, разумеется, прежде всего потому, что речь идет о здоровье детей. Однако этот же вопрос не менее важен и для сохранения здоровья самого учителя, а также всех тех, кто является участником образовательного процесса с привлечением компьютерных средств. Именно поэтому требуется не только хорошее знание требований государственного нормативного акта, но и всемерное соблюдение всех предписанных им положений — как в части, касающейся обустройства помещений и оборудования самих КВТ, так и в части строжайшего соблюдения рекомецдаций по организации учебной деятельности учащихся. Обратим внимание только на некоторые положения этого документа.
Согласно СанПиН для учителей общеобразовательных школ длительность работы в дисплейных классах и кабинетах информатики устанавливается не более 4 часов в день, а для инженеров, обслуживающих учебный процесс в кабинетах с ВДТ и ГIЭВМ, продолжительность работы не должна превышать б часов в день. Дополнительно для снижения нагрузки в течение рабочего дня устраиваются регламентированные перерывы в работе.
Во всех странах признано, что работа человека, сидящего за компьютером, одна из самых напряжённых и утомительных. В некоторых странах работа оператора ЭВМ внесена в список 40 работ, наиболее вредных для здоровья. Наибольшая частота функциональ­ных изменений в организме отмечается со стороны органов зрения, дыхания, костно-мышечной и нервно-психической систем. 90% работающих за мони­торами жалуются на утомляемость, боли в области затылка и шеи, слезоте­чение, жжение или боли в области глаз. А детский организм имеет свои осо­бенности. Например: быстрый скачкообразный темп роста и развития школьника, который приводит к несоответствию между структурой и функ­цией органов и систем, «делает» организм чрезвычайно чувствительным к неблагоприятным факторам внешней среды, к которым можно отнести огра­ничение двигательной активности, статические нагрузки, психические напря­жения, связанные с учебной деятельностью. Нельзя забывать и про осанку. Правильная осанка необходима для профилактики заболеваний шеи, рук, ног и спины. Необходимо так организовать рабочее место, чтобы осанка была оптимальной, что снизит риск нарушений и отклонений в состоянии здоровья и развития растущего организма школьника. Особенности посадки школьни­ка за столом при работе на компьютере:
            сидеть нужно на 25 см выше, чем за обычным письменным столом;
            голову нужно держать ровно по отношению к обоим плечам, голова не должна наклоняться к одному плечу;
            при взгляде вниз, голова должна находиться точно над шеей, а не наклоняться вперёд.
Разрешаемое время непрерывной работы учащихся за ВДТ зависит от их возраста, но не должно превышать:
·         для учащихся 1 кл. (6 лет) — 10 мин;
·         для учащихся 2—5кл. — 15 мин;
·          для учащихся 6—7 кл. —20 мин;
·          для учащихся 8 — 9кл. —25 мин;
·         для учащихся 10—11 кл. на первом часе занятий — 30 мин, на втором — 20 мин.

После установленной выше длительности работы на ВДТ и ПЭВМ должен проводиться комплекс упражнений для глаз, а после каждого урока на переменах — физические упражнения для профилактики общего утомления.
Число уроков для учащихся Х—ХI классов с использованием ВДТ и ПЭВМ должно быть не более двух в неделю, а для остальных классов — не более одного урока.

Очевидно, что фактор санитарно-гигиенических требований к организации учебного процесса в КВТ накладывает весьма жесткие ограничения на структуру каждого урока по информатике, что должно учитываться при их планировании. В частности, это
непосредственно касается учета продолжительности времени (хронометража) использования программных средств, применение которых предусматривается на уроке.

·             Занятия с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует прово­дить не чаще 3 раз в неделю; во вторник, среду (четверг) - в дни наибольшей умственной активности детей. Непрерывная продолжительность работы с компьютером: для детей 5 лет - не более 10 минут, для детей 6-7 лет - 15 ми­нут. Для детей, имеющих хроническую паталогию, часто болеющих (более 4 раз в год), продолжительность занятий с компьютером должна быть сокраще­на: для детей 5 лет - до 7 минут, для детей 6-7 лет - до 10 минут.
·             Экран ви­деомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоя­нии не ближе 50 см.
·             Оптимальная зона до экрана (интерактивная доска,  спец. экран) -2 м-5,5 м. Ребёнок, носящий очки, должен заниматься за компьюте­ром в них.
·             После уроков с применением ТСО не следует проводить занятия, связанные с большой нагрузкой на зрение (чтение).
·             Особенно эффективны ТСО на 3-4-м уроках, когда начинает снижаться работоспособность учащих­ся.
·             Распределение просмотра в течение дня - не более, чем на двух уроках в день.

2. Средства обучения информатике в начальной  школе.

В систему средств обучения наряду с учебниками, учебными и методическими материалами и программным обеспечением для компьютеров входят и сами компьютеры, образующие единую комплексную среду, которая и позволяет учителю достигать поставленных целей обучения. Вот перечень основных компонентов рекомендуемой системы средств обучения информатике в школе:
1.      учебники, учебные и методические материалы (на печатных носителях).
2.      технические средства (мониторы, системные блоки др.)
3.      программные средства: 
·         программно-методическое обеспечение курса информатики, включающее как программные средства для поддержки преподавания, так и инструментальные программные средства (ИПС), обеспечивающие учителю возможность управления учебным процессом, автоматизацию контроля учебной деятельности, разработки программных средств (или их фрагментов) учебного назначения для конкретных педагогических целей;
·         объектно-ориентированные программные системы, обеспечивающие формирование культуры учебной деятельности, в основе которых лежит определенная модель объектного мира пользователя (например, текстовый редактор, база данных, электронные таблицы, различные графические системы);
·         средства телекоммуникаций, обеспечивающие доступность информации для обучаемых, вовлеченность их в учебное взаимодействие, богатое интеллектуальными возможностями и разнообразием видов использования ресурсов Всемирной информационной сети.
·         учебное, демонстрационное оборудование, сопрягаемое с ПЭВМ (имеются в виду средства обучения, функционирующие на базе информационных технологий, компенсирующие или амортизирующие отсутствие предметной среды и обеспечивающие предметность деятельности, ее практическую направленность, например, учебные роботы, модели для демонстрации принципов работы ЭВМ ее частей, устройств);
Функции средств обучения информатике:
·         обеспечить учебный процесс возможностью использования различных форм учебной работы;
·         повысить качество обучения, усилить учебную самостоятельность школьников;
·         обеспечить возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения;
·         повысить интенсивность и эффективность уроков информатики за счет наглядности и вариативности изложения учебного материала, усиления интерактивности учебных заданий;
·         создать условия для того, чтобы ученики приобрели опыт общения с компьютером как с современным инструментом для работы с информацией.

3. Типы программного обеспечения для обучения младших школьников.

Программное обеспечение является неотъемлемой компонентой системы средств обучения информатике, а их минимально необходимый набор должен быть составной частью оборудования при изучении информатики.

Программное обеспечение, использующееся в обучении информатике, можно разделить на несколько категорий (И.Г.Захарова):

           инструментальные средства для обеспечения коммуникаций.
           обучающие, контролирующие и тренировочные системы,
           системы для поиска информации,
           моделирующие программы,
           микромиры,
           инструментальные средства познавательного характера,
           инструментальные средства универсального характера,