Практическая работа № 8 Знакомство
с методикой проведения инструктажа по ТБ в начальных классах. Гигиенические
нормы работы за компьютером и правила
поведения в компьютерном классе
Цель: изучить требования к оснащению и организации работы
кабинета информатики;
подготовить фрагмент урока по инструктированию школьников о
правилах охраны труда,
поведения и работы в кабинете информатики.
Ожидаемые результаты
Студенты должны знать:
– требования к оснащению и организации работы кабинета
информатики;
– правила охраны труда и организации работы учащихся в
кабинете информатики;
– меры по предупреждению и снижению зрительной и мышечной
утомляемости вследствие работы за компьютером;
уметь:
– организовывать микроклимат кабинета информатики.
Теоретические основы:
1.
Санитарно-гигиенические нормы
работы с компьютером.
При
оборудовании и использовании компьютерных кабинетов чрезвычайно важное значение
имеет строгое соблюдение санитарных правил и норм, предназначенных для
предотвращения неблагоприятного воздействия на человека вредных факторов,
сопровождающих работы с видеодисгглейньтми терминалами (ВДТ) и ПЭВМ. Вопрос о
вредности работы с ВДТ и ПЭВМ актуален, разумеется, прежде всего потому, что
речь идет о здоровье детей. Однако этот же вопрос не менее важен и для
сохранения здоровья самого учителя, а также всех тех, кто является участником
образовательного процесса с привлечением компьютерных средств. Именно поэтому
требуется не только хорошее знание требований государственного нормативного
акта, но и всемерное соблюдение всех предписанных им положений — как в части,
касающейся обустройства помещений и оборудования самих КВТ, так и в части
строжайшего соблюдения рекомецдаций по организации учебной деятельности учащихся.
Обратим внимание только на некоторые положения этого документа.
Согласно
СанПиН для учителей общеобразовательных школ длительность работы в
дисплейных классах и кабинетах информатики устанавливается не более 4 часов в
день, а для инженеров, обслуживающих учебный процесс в кабинетах с ВДТ и ГIЭВМ,
продолжительность работы не должна превышать б часов в день. Дополнительно для
снижения нагрузки в течение рабочего дня устраиваются регламентированные
перерывы в работе.
Во всех странах признано,
что работа человека, сидящего за компьютером, одна из самых напряжённых и
утомительных. В некоторых странах работа оператора ЭВМ внесена в список 40
работ, наиболее вредных для здоровья. Наибольшая частота функциональных
изменений в организме отмечается со стороны органов зрения, дыхания,
костно-мышечной и нервно-психической систем. 90% работающих за мониторами
жалуются на утомляемость, боли в области затылка и шеи, слезотечение, жжение
или боли в области глаз. А детский организм имеет свои особенности. Например:
быстрый скачкообразный темп роста и развития школьника, который приводит к
несоответствию между структурой и функцией органов и систем, «делает» организм
чрезвычайно чувствительным к неблагоприятным факторам внешней среды, к которым
можно отнести ограничение двигательной активности, статические нагрузки,
психические напряжения, связанные с учебной деятельностью. Нельзя забывать и
про осанку. Правильная осанка необходима для профилактики заболеваний шеи, рук,
ног и спины. Необходимо так организовать рабочее место, чтобы осанка была
оптимальной, что снизит риск нарушений и отклонений в состоянии здоровья и
развития растущего организма школьника. Особенности посадки школьника за
столом при работе на компьютере:
•
сидеть нужно на 25 см выше, чем за обычным письменным
столом;
•
голову нужно держать ровно по отношению к обоим плечам,
голова не должна наклоняться к одному плечу;
•
при взгляде вниз, голова должна находиться точно над
шеей, а не наклоняться вперёд.
Разрешаемое
время непрерывной работы учащихся за ВДТ зависит от их возраста, но не должно
превышать:
·
для учащихся 1 кл. (6 лет) — 10 мин;
·
для учащихся 2—5кл. — 15 мин;
·
для
учащихся 6—7 кл. —20 мин;
·
для
учащихся 8 — 9кл. —25 мин;
·
для учащихся 10—11 кл. на первом часе занятий —
30 мин, на втором — 20 мин.
После установленной выше длительности работы на ВДТ и ПЭВМ должен проводиться комплекс упражнений для глаз, а после каждого урока на переменах — физические упражнения для профилактики общего утомления.
Число уроков для учащихся Х—ХI классов с использованием ВДТ и ПЭВМ должно быть не более двух в неделю, а для остальных классов — не более одного урока.
Очевидно,
что фактор санитарно-гигиенических требований к организации учебного процесса в
КВТ накладывает весьма жесткие ограничения на структуру каждого урока по
информатике, что должно учитываться при их планировании. В частности, это
непосредственно касается учета продолжительности времени (хронометража) использования программных средств, применение которых предусматривается на уроке.
непосредственно касается учета продолжительности времени (хронометража) использования программных средств, применение которых предусматривается на уроке.
·
Занятия с использованием компьютеров для детей
5-7 лет следует проводить не чаще 3 раз в неделю; во вторник, среду (четверг)
- в дни наибольшей умственной активности детей. Непрерывная продолжительность
работы с компьютером: для детей 5 лет - не более 10 минут, для детей 6-7 лет -
15 минут. Для детей, имеющих хроническую паталогию, часто болеющих (более 4
раз в год), продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена: для
детей 5 лет - до 7 минут, для детей 6-7 лет - до 10 минут.
·
Экран видеомонитора должен находиться на уровне
глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см.
·
Оптимальная зона до экрана (интерактивная
доска, спец. экран) -2 м-5,5 м. Ребёнок,
носящий очки, должен заниматься за компьютером в них.
·
После уроков с применением ТСО не следует
проводить занятия, связанные с большой нагрузкой на зрение (чтение).
·
Особенно эффективны ТСО на 3-4-м уроках, когда
начинает снижаться работоспособность учащихся.
·
Распределение просмотра в течение дня - не
более, чем на двух уроках в день.
2. Средства обучения информатике в
начальной школе.
В
систему средств обучения наряду с учебниками, учебными и методическими
материалами и программным обеспечением для компьютеров входят и сами
компьютеры, образующие единую комплексную среду, которая и позволяет учителю
достигать поставленных целей обучения. Вот перечень основных компонентов
рекомендуемой системы средств обучения информатике в школе:
1. учебники,
учебные и методические материалы (на печатных носителях).
2. технические
средства (мониторы, системные блоки др.)
3. программные
средства:
·
программно-методическое обеспечение курса
информатики, включающее как программные средства для поддержки преподавания,
так и инструментальные программные средства (ИПС), обеспечивающие учителю
возможность управления учебным процессом, автоматизацию контроля учебной
деятельности, разработки программных средств (или их фрагментов) учебного
назначения для конкретных педагогических целей;
·
объектно-ориентированные программные системы,
обеспечивающие формирование культуры учебной деятельности, в основе которых
лежит определенная модель объектного мира пользователя (например, текстовый
редактор, база данных, электронные таблицы, различные графические системы);
·
средства телекоммуникаций, обеспечивающие
доступность информации для обучаемых, вовлеченность их в учебное
взаимодействие, богатое интеллектуальными возможностями и разнообразием видов
использования ресурсов Всемирной информационной сети.
·
учебное, демонстрационное оборудование,
сопрягаемое с ПЭВМ (имеются в виду средства обучения, функционирующие на базе
информационных технологий, компенсирующие или амортизирующие отсутствие
предметной среды и обеспечивающие предметность деятельности, ее практическую
направленность, например, учебные роботы, модели для демонстрации принципов работы
ЭВМ ее частей, устройств);
Функции средств обучения
информатике:
·
обеспечить учебный процесс возможностью
использования различных форм учебной работы;
·
повысить качество обучения, усилить учебную
самостоятельность школьников;
·
обеспечить возможность уровневой дифференциации
и индивидуализации обучения;
·
повысить интенсивность и эффективность уроков
информатики за счет наглядности и вариативности изложения учебного материала,
усиления интерактивности учебных заданий;
·
создать
условия для того, чтобы ученики приобрели опыт общения с компьютером как с современным инструментом для работы с
информацией.
3. Типы программного обеспечения для
обучения младших школьников.
Программное
обеспечение является неотъемлемой компонентой системы средств обучения информатике,
а их минимально необходимый набор должен быть составной частью оборудования при
изучении информатики.
Программное обеспечение, использующееся в
обучении информатике, можно разделить на несколько категорий (И.Г.Захарова):
•
инструментальные средства для обеспечения коммуникаций.
•
обучающие, контролирующие и тренировочные системы,
•
системы для поиска информации,
•
моделирующие программы,
•
микромиры,
•
инструментальные средства познавательного характера,
•
инструментальные средства универсального характера,