Практическая работа работа №3 Анализ УМК "Информатика и ИКТ", Бененсон Е.П., А.Г. Паутова

Практическая работа №3 Анализ УМК «Информатика и ИКТ», Бененсон Е.П., Паутова А.Г.
Цель: выявление тенденции развития учебников по информатике
Ожидаемые результаты
Студенты должны знать:
- структуру УМК по указанным курсам;
- основные направления изучения курса;
- особенности рабочих тетрадей;
- особенности методического пособия для учителя;
уметь:
- анализировать школьные учебники.

Теоретические основы:
Для учащихся 2-4-х классов предназначен УМК по инфор­матике, авторами которого являются Бененсон Е. А., Паутова А. Г. (образовательная система «Перспективная началь­ная школа»). В состав комплекта входят для каждого года обучения: учебник-тетрадь в 2-х частях; ме­тодическое пособие для учителя; диск, содер­жащий программы компьютерной поддержки учебника — приложения Windows; методическое пособие к диску с про­граммами компьютерной поддержки учебника.
Цель курса информатики в начальной школе авторы ви­дят в формировании у учащихся первоначальных представ­лений об обработке информации, приобретении первых на­выков целенаправленной работы с информацией и общения с компьютером.
Основные задачи курса адекватны задачам, стоящим пе­ред современной школой:
   учить школьника искать, отбирать, организовывать и ис­пользовать информацию для достижения стоящих перед ним целей;
   формировать первоначальные навыки планирования целе­направленной деятельности, в том числе учебной деятель­ности;
   дать первоначальные представления о компьютере и со­временных информационных технологиях, а также сфор­мировать первичные навыки работы на компьютере.
Решению этих задач подчинена программа курса, преду­сматривающая обучение младших школьников информати­ке «параллельно и во взаимосвязи» в течение трех лет по следующим направлениям:
Направление
Часы
2 кл.
3 кл.
4 кл.
1
Информационная картина мира
10
9
11
2
Компьютер — универсальная машина для обработки информации
10
3
7
3
Алгоритмы и исполнители
11
11
8
4
Объекты и их свойства
2
10
7
5
Этические нормы при работе с информа­цией и информационная безопасность
1
1
1

Таким образом, тематика, представленная в рассматри­ваем УМК, достаточно традиционна для раннего обучения информатике, хотя и имеет свои особенности. Так, весьма важным моментом мы считаем выделение авторами само­стоятельного, хотя и минимального по объему (3 ч), направ­ления «Этические нормы при работе с информацией и ин­формационная безопасность», в рамках которого рассматри­ваются следующие вопросы:
2  класс. Компьютерный класс как информационная сис­тема коллективного пользования. Формирование бережного отношения к оборудованию компьютерного класса. Правила поведения в компьютерном классе.
3  класс. Библиотечные книги, журналы, компакт-диски, дискеты, жесткие диски компьютеров как носители инфор­мации коллективного пользования. Правила обращения с различными носителями информации. Формирование ответ­ственного отношения к сохранности носителей информации коллективного пользования.
4  класс. Действия над файлами (создание, изменение, ко­пирование, удаление). Права пользователя на изменение, удаление и копирование файла.
Несомненной удачей авторского коллектива следует счи­тать подбор материала по направлениям «Информационная картина мира», «Компьютер — универсальная машина для обработки информации» и «Объекты и их свойства», в явном виде ориентированный на то, чтобы за три года обучения сформировать у школьников умения искать, отбирать, орга­низовывать и использовать информацию для достижения стоящих перед ними целей.
Во втором классе вводится понятие информации как сведений об окружающем мире; обращается внимание на полезность или бесполезность информации для человека с точки зрения решаемых им задач. При изучении способов работы с информацией (сбор, хранение, передача, обработ­ка, использование) основное внимание уделяется тем ин­формационным процессам, в которых непосредственное участие принимает человек. С этой точки зрения изучают­ся основные устройства компьютера. Называются устрой­ства, которые принимают информацию (устройства ввода — клавиатура, мышь, сканер), обрабатывают ее (процессор), хранят (оперативная и внешняя память) и передают челове­ку (устройства вывода — монитор, принтер). В третьем классе информация рассматривается в контексте понятия объект. В четвертом классе обсуждается также вопрос до­стоверности информации, найденной в тех или иных источ­никах.
Все годы обучения дети работают с различными видами информации — с текстовой, графической и числовой: со вто­рого класса дети используют совместно текстовую и графиче­скую информацию, сопоставляя рисунки и тексты; обсужда­ются такие способы организации информации, как список, таблица, гипертекст (3 класс), дерево (4 класс).
Параллельно с постепенным накоплением понятийного аппарата учащиеся выполняют практические задания, связанные: со сбором информации путем непосредствен­ного наблюдения за природными объектами или явления­ми и в процессе общения с окружающими людьми; с поис­ком информации в учебниках, энциклопедиях, справоч­никах и отбором информации, необходимой для решения поставленной задачи; с фиксацией полученной информа­ции и организацией ее различными способами; с обработ­кой информации по формальным правилам и эвристиче­ски.
Практические задания выполняются как с использовани­ем компьютера, так и без него. Содержательно большинство заданий связаны с различными предметами школьного кур­са и с жизненным опытом учащихся.
Еще одна характерная черта рассматриваемого УМК — его чрезвычайная информационная насыщенность, в некото­рых случаях переходящая в избыточность и даже перегру­женность. Это в наибольшей степени относится к направле­нию «Алгоритмы и исполнители», развернутое содержание которого представлено ниже:
Алгоритмы и исполнители
Алгоритм как пошаговое описание целенаправленной деятельности. Формальность исполнения алгоритма. Влияние последовательности шагов на результат исполнения алгоритма.
§ Формальный исполнитель алгоритма, система команд исполнителя. Создание и исполнение линейных алгоритмов для формальных ис­полнителей. Управление формальными исполнителями (при наличии компьютера).
Планирование деятельности человека с помощью линейных алгоритмов. Массовость алгоритма.
Способы записи алгоритмов. Запись алгоритмов с помощью словесных предписаний и рисунков.
Подготовка к изучению алгоритмов с ветвлениями: истинные и ложные высказывания. Определение истинности простых высказываний, запи­санных повествовательными предложениями русского языка, в том чис­ле высказываний, содержащих отрицание, конструкцию «если, ... то», слова «все», «некоторые», «ни один», «каждый».
Определение истинности высказываний, записанных в виде равенств или неравенств.
Алгоритмы с переменными
Имя и значение переменной. Присваивание значения переменной в процессе выполнения алгоритмов. Команды с параметрами. Краткая запись И команд формального исполнителя.
Алгоритмы с ветвлениями
Выбор действия в алгоритме с ветвлениями в зависимости от выполне­ния условия. Использование простых и сложных высказываний в каче­стве условий. Запись условного алгоритма с помощью блок-схем. Созда­ние и исполнение алгоритмов с ветвлениями для формальных исполни­телей. Планирование деятельности человека с помощью алгоритмов с ветвлениями.
Создание алгоритмов методом последовательной детализации
Создание укрупненных алгоритмов для формальных исполнителей и для планирования деятельности человека. Детализация шагов укрупненного алгоритма.
Циклический алгоритм
Циклические процессы в природе и в деятельности человека. Повторение действий в алгоритме. Циклический алгоритм с послеусловием. Использование переменных в теле цикла. Алгоритмы упорядочи­вания по возрастанию или убыванию численной характеристики объек­тов. Создание и исполнение циклических алгоритмов для формальных исполнителей. Планирование деятельности человека с помощью цикли­ческих алгоритмов.
Вспомогательный алгоритм
Основной и вспомогательный алгоритмы. Имя вспомогательного алго­ритма. Обращение к вспомогательному алгоритму.
В 30 часов учебного времени, распределенных по трем го­дам обучения в начальной школе, авторам удалось «уло­жить» практически полное содержание курса «Алгоритмики», традиционно рассматриваемое в 5-6 классах. При этом в процессе изучения линии «Алгоритмы и исполнители» ав­торы предпринимают попытки акцентировать внимание на планировании и организации учебной деятельности школь­ников. Такая чрезмерная насыщенность программы позво­ляет усомниться в том, что у учащихся будут реально сфор­мированы те знания и умения, которые декларируются авто­рами курса.
Оригинальный подход, не получивший у нас однозначной оценки, предложен авторами УМК и к организации учебного процесса: изучение каждого из пяти содержательных на­правлений разворачивается на протяжении всех лет обуче­ния, причем, не только во взаимосвязи, но и параллельно. Другими словами, авторы не идут по пути последовательного изучения материала по направлениям (как в ПМК Тур С. Н., Бокучавы Т. П.) и не выделяют ежегодно на изучение каж­дого направления определенного временного промежутка (как в УМК «Информатика в играх и задачах»); они в рам­ках каждого урока находят возможность затронуть вопро­сы, относящиеся практически ко всем изучаемым содер­жательным направлениям. Неоднозначность оценки этого подхода состоит в том, что, с одной стороны, налицо взаи­мосвязь изучаемого материала, широкий спектр заданий и смена видов деятельности в течение урока. С другой сто­роны, при таком подходе существует опасность, что уча­щиеся в силу своих возрастных особенностей не смогут сформировать адекватное представление об изучаемом пред­мете.
Следует отметить, что рассматриваемый учебно-методиче­ский комплект предусматривает два варианта преподавания информатики в начальной школе: 1) без компьютера (все задания выполняются в учебнике или тетради в клетку); 2) с использованием компьютера (на основе специально раз­работанных программ). Первый вариант, предполагающий выполнение большого количества развивающих заданий, идейно близок курсу «Информатика в играх и задачах» со всеми его достоинствами и недостатками. Целевые установ­ки, заявленные авторами курса, могут быть достигнуты только во втором случае, предполагающем активное исполь­зование программного обеспечения, входящего в состав УМК, а также текстового и графического редакторов. Но и в этом случае нет уверенности, что в рамках столь информационно насыщенного курса у младших школьников удастся сформи­ровать подход к изучению информационных технологий как целостной системы, а не беспорядочного набора операций, избежать дезориентации учащихся и стихийности в их обу­чении.
Завершая рассмотрение УМК по информатике для 2-4 классов, разработанного Бененсон Е. А., Паутовой А. Г., следует признать, что в нем сконцентрирован значитель­ный объем качественного учебного материала, из которого творческий учитель с учетом возможностей своих учени­ков сможет выстроить курс оптимальной глубины и насы­щенности.
С рассматриваемым периодом связано создание одного из самых мощных курсов информатики нашего времени для учащихся начальной школы, авторами которого явля­ются Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Пан­кратова Л. П. Авторы выдвигают достаточно обширный комплекс целей обучения информатике в начальной шко­ле:
1.   Формирование общих представлений школьников об ин­формационной картине мира, об информации и информа­ционных процессах как элементах реальной действитель­ности.
2.   Знакомство с основными теоретическими понятиями ин­форматики.
3.   Приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем раз­личного вида, в том числе с помощью компьютера.
4.   Формирование умения строить простейшие информацион­ные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов.
5.   Формирование системно-информационной картины мира (мировоззрения) в процессе создания текстов, рисунков, схем.
6.  Формирование и развитие умений использовать электрон­ные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в учебном процессе.
7.  Формирование и развитие умений использовать компью­тер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочни­ках и энциклопедиях и т. д.
Важнейшими задачами своего курса авторы считают фор­мирование умений и навыков, необходимых учащимся для продолжения образования и для освоения базового курса ин­форматики в средней и старшей школе, а именно:
   развитие общеучебных, коммуникативных умений и эле­ментов информационной культуры, т. е. умения работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу, т. е. правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией в об­щении между собой и пр.);
   формирование умения описывать объекты реальной дейст­вительности, т. е. представлять информацию о них раз­личными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таб­лицы);
   формирование начальных навыков использования ком­пьютерной техники и современных информационных тех­нологий для решения учебных и практических задач.
Рассматриваемый курс информатики в обязательном по­рядке предполагает обучение с применением компьютера: компьютер используется учителем в качестве электронной доски во время обсуждения нового материала; он применяет­ся при организации обучающих игр, эстафет (здесь достаточ­но одного или двух компьютеров в классе, урок ведет учи­тель начальных классов), а также для организации индиви­дуального обучения и для поощрения; для организации компьютерного практикума, во время которого школьники получают первичные навыки работы на компьютере, жела­тельно иметь 10-12 компьютеров, делить класс на группы и проводить урок в компьютерном классе.
Учебный материал представлен в виде учебно-методиче­ского комплекта, в который входят: 1) учебники для 2, 3 и 4 классов; 2) по две рабочие тетради для каждого года обучения; 3) тетради для контрольных работ и тестовых заданий для ученика; 4) методические пособия для учителя; 5) электронные пособия (на CD-ROM), содержащие презентации, упражнения в интерактивном режиме; клавиа­турный тренажер и тренажер мыши; дидактический обобща­ющий материал в виде плакатов; контрольные работы к дан­ному курсу.
Такой состав методического комплекта в полной мере способен обеспечить все потребности учебного процесса. Вместе с тем, именно объем учебного материала, предназна­ченного для учащихся младших классов, вызывает опреде­ленные опасения. Так, например, для учащихся 2 класса предназначены учебник и две рабочие тетради, содержащие 111, 78 и 58 страниц соответственно. Объемы учебных посо­бий для учеников 3 и 4 классов еще значительнее. И это при том, что на информатику в начальной школе отводится 1 ч в неделю.
В содержательном плане авторы выстраивали свой курс таким образом, чтобы он мог служить основой любого курса информатики для основной школы, выстроенного в соответ­ствии с требованиями образовательной области «Информа­тика». «Информатика в начальной школе не свободна. Она целиком и полностью зависит от Стандарта обучения в основной и старшей школе и должна быть пропедевтикой курса информатики, а не просто курсом, развивающим мышление и творческое воображение, что само по себе не плохо, но к информатике имеет косвенное отношение», — так вполне однозначно изложила свою позицию руководи­тель авторского коллектива Матвеева Н. В. Именно поэтому в содержании курса информатики для начальной школы авторы постарались отразить каждую из трех веду­щих содержательных линий школьной информатики: ли­нию информационных процессов; линию основ информа­ционного моделирования; линию информационных основ управления.
Анализ предлагаемого авторами поурочного планирова­ния показывает, что большая часть учебного времени отво­дится на изучение линии «Информация и информационные процессы», в рамках которой изучаются такие темы, как «Виды информации. Человек и компьютер», «Кодирова­ние информации», «Числовая информация и компьютер», «Текст и компьютер», «Действия с информацией», «Объект и его характеристика», «Информационный объект и ком­пьютер», «Понятие, суждение, умозаключение». На тему «Модель и моделирование» в явном виде отводится всего лишь 7 часов, из которых 2 часа посвящены рассмотрению алгоритмов и исполнителей алгоритмов. Примерно таким же количеством времени представлена линия «Информацион­ное управление».
По мнению авторов, в результате изучения данного курса выпускники начальной школы должны:
понимать: что в зависимости от органов чувств, с помо­щью которых человек воспринимает информацию, ее назы­вают звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой; что, в зависимости от способа представления ин­формации на бумаге или других носителях информации, ее называют текстовой, числовой, графической, табличной; что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других); что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде; что человек, природа, книги могут быть источниками ин­формации; что человек может быть и источником информа­ции, и приемником информации;
знать: что данные — это закодированная информация; что тексты и изображения — это информационные объекты; что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами; как опи­сывать объекты реальной действительности, т. е. как пред­ставлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы); правила работы с компью­тером и технику безопасности;
уметь: представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами; кодировать инфор­мацию различными способами и декодировать ее, пользуясь кодовой таблицей соответствия; работать с текстами и изобра­жениями (информационными объектами) на экране компью­тера; осуществлять поиск, простейшие преобразования, хра­нение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, Интернет; называть и описывать различ­ные помощники человека при счете и обработке информации (счетные палочки, абак, счеты, калькулятор и компьютер); пользоваться средствами информационных технологий: ра­дио, телефоном, магнитофоном, компьютером; использовать компьютер для решения учебных и простейших практиче­ских задач, для этого: иметь начальные навыки использова­ния компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажеры и тесты; создавать элементарные проекты и пре­зентации с использованием компьютера.
Таким образом, требования к подготовке выпускников на­чальной школы также связаны, преимущественно, с линией «Информация и информационные процессы».
Признавая огромный образовательный потенциал рас­сматриваемого курса, его содержательную целостность и методическую корректность и считая его одним из лучших курсов информатики для младших школьников, следует, тем не менее, высказать и определенные сомнения по пово­ду приоритетов, избранных авторским коллективом:
1)   чрезмерное стремление «привязать» пропедевтический курс к курсу информатики основной школы; с нашей точ­ки зрения, такая связь, несомненно, должна быть, но не в столь жесткой форме;
2)   акцент на передаче теоретических знаний об информации и информационных процессах, излишняя «фундамента- лизация» курса не обеспечивают в полной мере развитие мотивационных и операциональных личностных ресурсов учащихся.

Литература:
1. Босова, Л.Л.  Подходы к преподаванию информатики младшим школьникам