Практическая работа №3 Анализ УМК «Информатика и ИКТ», Бененсон Е.П., Паутова А.Г.
Цель: выявление тенденции развития учебников по информатике
Ожидаемые результаты
Студенты должны знать:
- структуру УМК по указанным курсам;
- основные направления изучения курса;
- особенности рабочих тетрадей;
- особенности методического пособия для учителя;
уметь:
- анализировать школьные
учебники.Теоретические основы:
Для учащихся 2-4-х классов предназначен УМК по информатике, авторами которого являются Бененсон Е. А., Паутова А. Г. (образовательная система «Перспективная начальная школа»). В состав комплекта входят для каждого года обучения: учебник-тетрадь в 2-х частях; методическое пособие для учителя; диск, содержащий программы компьютерной поддержки учебника — приложения Windows; методическое пособие к диску с программами компьютерной поддержки учебника.
Цель курса
информатики в начальной школе авторы видят в формировании у учащихся
первоначальных представлений об обработке информации, приобретении первых навыков
целенаправленной работы с информацией и общения с компьютером.
Основные задачи
курса адекватны задачам, стоящим перед современной школой:
• учить
школьника искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для
достижения стоящих перед ним целей;
• формировать
первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности, в том числе
учебной деятельности;
• дать
первоначальные представления о компьютере и современных информационных
технологиях, а также сформировать первичные навыки работы на компьютере.
Решению этих
задач подчинена программа курса, предусматривающая обучение младших школьников
информатике «параллельно и во взаимосвязи» в течение трех лет по следующим
направлениям:
№
|
Направление
|
Часы
|
||
2 кл.
|
3 кл.
|
4 кл.
|
||
1
|
Информационная
картина мира
|
10
|
9
|
11
|
2
|
Компьютер
— универсальная машина для обработки информации
|
10
|
3
|
7
|
3
|
Алгоритмы
и исполнители
|
11
|
11
|
8
|
4
|
Объекты
и их свойства
|
2
|
10
|
7
|
5
|
Этические
нормы при работе с информацией и информационная безопасность
|
1
|
1
|
1
|
Таким образом,
тематика, представленная в рассматриваем УМК, достаточно традиционна для
раннего обучения информатике, хотя и имеет свои особенности. Так, весьма важным
моментом мы считаем выделение авторами самостоятельного, хотя и минимального
по объему (3 ч), направления «Этические нормы при работе с информацией и информационная
безопасность», в рамках которого рассматриваются следующие вопросы:
2 класс.
Компьютерный класс как информационная система коллективного пользования.
Формирование бережного отношения к оборудованию компьютерного класса. Правила
поведения в компьютерном классе.
3 класс.
Библиотечные книги, журналы, компакт-диски, дискеты, жесткие диски компьютеров
как носители информации коллективного пользования. Правила обращения с
различными носителями информации. Формирование ответственного отношения к
сохранности носителей информации коллективного пользования.
4 класс.
Действия над файлами (создание, изменение, копирование, удаление). Права
пользователя на изменение, удаление и копирование файла.
Несомненной
удачей авторского коллектива следует считать подбор материала по направлениям
«Информационная картина мира», «Компьютер — универсальная машина для обработки
информации» и «Объекты и их свойства», в явном виде ориентированный на то,
чтобы за три года обучения сформировать у школьников умения искать, отбирать,
организовывать и использовать информацию для достижения стоящих перед ними
целей.
Во втором классе
вводится понятие информации как сведений об окружающем мире; обращается
внимание на полезность или бесполезность информации для человека с точки зрения
решаемых им задач. При изучении способов работы с информацией (сбор, хранение,
передача, обработка, использование) основное внимание уделяется тем информационным
процессам, в которых непосредственное участие принимает человек. С этой точки
зрения изучаются основные устройства компьютера. Называются устройства,
которые принимают информацию (устройства ввода — клавиатура, мышь, сканер),
обрабатывают ее (процессор), хранят (оперативная и внешняя память) и передают
человеку (устройства вывода — монитор, принтер). В третьем классе информация
рассматривается в контексте понятия объект. В четвертом классе обсуждается
также вопрос достоверности информации, найденной в тех или иных источниках.
Все годы
обучения дети работают с различными видами информации — с текстовой,
графической и числовой: со второго класса дети используют совместно текстовую
и графическую информацию, сопоставляя рисунки и тексты; обсуждаются такие
способы организации информации, как список, таблица, гипертекст (3 класс),
дерево (4 класс).
Параллельно с
постепенным накоплением понятийного аппарата учащиеся выполняют практические
задания, связанные: со сбором информации путем непосредственного наблюдения за
природными объектами или явлениями и в процессе общения с окружающими людьми;
с поиском информации в учебниках, энциклопедиях, справочниках и отбором
информации, необходимой для решения поставленной задачи; с фиксацией полученной
информации и организацией ее различными способами; с обработкой информации по
формальным правилам и эвристически.
Практические
задания выполняются как с использованием компьютера, так и без него.
Содержательно большинство заданий связаны с различными предметами школьного курса
и с жизненным опытом учащихся.
Еще одна
характерная черта рассматриваемого УМК — его чрезвычайная информационная
насыщенность, в некоторых случаях переходящая в избыточность и даже перегруженность.
Это в наибольшей степени относится к направлению «Алгоритмы и исполнители»,
развернутое содержание которого представлено ниже:
Алгоритмы
и исполнители
Алгоритм как пошаговое описание целенаправленной
деятельности. Формальность исполнения алгоритма. Влияние последовательности шагов на результат исполнения алгоритма.
§ Формальный исполнитель алгоритма,
система команд исполнителя. Создание и исполнение линейных алгоритмов для
формальных исполнителей. Управление формальными исполнителями (при наличии
компьютера).
Планирование
деятельности человека с помощью линейных алгоритмов. Массовость алгоритма.
Способы
записи алгоритмов. Запись алгоритмов с помощью словесных предписаний и
рисунков.
Подготовка
к изучению алгоритмов с ветвлениями: истинные и ложные высказывания.
Определение истинности простых высказываний, записанных повествовательными
предложениями русского языка, в том числе высказываний, содержащих отрицание,
конструкцию «если, ... то», слова «все», «некоторые», «ни один», «каждый».
Определение
истинности высказываний, записанных в виде равенств или неравенств.
Алгоритмы с переменными
Имя и значение переменной. Присваивание значения
переменной в процессе выполнения алгоритмов. Команды с параметрами. Краткая
запись И команд формального исполнителя.
Алгоритмы с ветвлениями
Выбор
действия в алгоритме с ветвлениями в зависимости от выполнения условия.
Использование простых и сложных высказываний в качестве условий. Запись
условного алгоритма с помощью блок-схем. Создание и исполнение алгоритмов с
ветвлениями для формальных исполнителей. Планирование деятельности человека с
помощью алгоритмов с ветвлениями.
Создание алгоритмов методом последовательной
детализации
Создание
укрупненных алгоритмов для формальных исполнителей и для планирования
деятельности человека. Детализация шагов укрупненного алгоритма.
Циклический алгоритм
Циклические
процессы в природе и в деятельности человека. Повторение действий в
алгоритме. Циклический алгоритм с послеусловием. Использование переменных в
теле цикла. Алгоритмы упорядочивания по возрастанию или убыванию численной
характеристики объектов. Создание и исполнение циклических алгоритмов для
формальных исполнителей. Планирование деятельности человека с помощью циклических
алгоритмов.
Вспомогательный алгоритм
Основной
и вспомогательный алгоритмы. Имя вспомогательного алгоритма. Обращение к
вспомогательному алгоритму.
В 30 часов
учебного времени, распределенных по трем годам обучения в начальной школе,
авторам удалось «уложить» практически полное содержание курса «Алгоритмики»,
традиционно рассматриваемое в 5-6 классах. При этом в процессе изучения линии
«Алгоритмы и исполнители» авторы предпринимают попытки акцентировать внимание
на планировании и организации учебной деятельности школьников. Такая
чрезмерная насыщенность программы позволяет усомниться в том, что у учащихся
будут реально сформированы те знания и умения, которые декларируются авторами
курса.
Оригинальный
подход, не получивший у нас однозначной оценки, предложен авторами УМК и к
организации учебного процесса: изучение каждого из пяти содержательных направлений
разворачивается на протяжении всех лет обучения, причем, не только во
взаимосвязи, но и параллельно. Другими словами, авторы не идут по пути последовательного
изучения материала по направлениям (как в ПМК Тур С. Н., Бокучавы Т. П.) и не
выделяют ежегодно на изучение каждого направления определенного временного
промежутка (как в УМК «Информатика в играх и задачах»); они в рамках каждого
урока находят возможность затронуть вопросы, относящиеся практически ко всем
изучаемым содержательным направлениям. Неоднозначность оценки этого подхода
состоит в том, что, с одной стороны, налицо взаимосвязь изучаемого материала,
широкий спектр заданий и смена видов деятельности в течение урока. С другой стороны,
при таком подходе существует опасность, что учащиеся в силу своих возрастных
особенностей не смогут сформировать адекватное представление об изучаемом предмете.
Следует
отметить, что рассматриваемый учебно-методический комплект предусматривает два
варианта преподавания информатики в начальной школе: 1) без компьютера (все
задания выполняются в учебнике или тетради в клетку); 2) с использованием
компьютера (на основе специально разработанных программ). Первый вариант,
предполагающий выполнение большого количества развивающих заданий, идейно
близок курсу «Информатика в играх и задачах» со всеми его достоинствами и
недостатками. Целевые установки, заявленные авторами курса, могут быть
достигнуты только во втором случае, предполагающем активное использование
программного обеспечения, входящего в состав УМК, а также текстового и
графического редакторов. Но и в этом случае нет уверенности, что в рамках столь
информационно насыщенного курса у младших школьников удастся сформировать
подход к изучению информационных технологий как целостной системы, а не
беспорядочного набора операций, избежать дезориентации учащихся и стихийности в
их обучении.
Завершая
рассмотрение УМК по информатике для 2-4 классов, разработанного Бененсон Е. А.,
Паутовой А. Г., следует признать, что в нем сконцентрирован значительный объем
качественного учебного материала, из которого творческий учитель с учетом
возможностей своих учеников сможет выстроить курс оптимальной глубины и насыщенности.
С
рассматриваемым периодом связано создание одного из самых мощных курсов
информатики нашего времени для учащихся начальной школы, авторами которого являются
Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Авторы
выдвигают достаточно обширный комплекс целей обучения информатике в начальной
школе:
1. Формирование
общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и
информационных процессах как элементах реальной действительности.
2. Знакомство
с основными теоретическими понятиями информатики.
3. Приобретение
опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов,
рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера.
4. Формирование
умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении
учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных
предметов.
5. Формирование
системно-информационной картины мира (мировоззрения) в процессе создания
текстов, рисунков, схем.
6. Формирование
и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры,
презентации в учебном процессе.
7. Формирование
и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации
развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и
энциклопедиях и т. д.
Важнейшими
задачами своего курса авторы считают формирование умений и навыков,
необходимых учащимся для продолжения образования и для освоения базового курса
информатики в средней и старшей школе, а именно:
• развитие
общеучебных, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, т. е.
умения работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и
передачу, т. е. правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников,
обмениваться информацией в общении между собой и пр.);
• формирование
умения описывать объекты реальной действительности, т. е. представлять
информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
• формирование
начальных навыков использования компьютерной техники и современных
информационных технологий для решения учебных и практических задач.
Рассматриваемый
курс информатики в обязательном порядке предполагает обучение с применением
компьютера: компьютер используется учителем в качестве электронной доски во
время обсуждения нового материала; он применяется при организации обучающих
игр, эстафет (здесь достаточно одного или двух компьютеров в классе, урок
ведет учитель начальных классов), а также для организации индивидуального
обучения и для поощрения; для организации компьютерного практикума, во время
которого школьники получают первичные навыки работы на компьютере, желательно
иметь 10-12 компьютеров, делить класс на группы и проводить урок в компьютерном
классе.
Учебный материал
представлен в виде учебно-методического комплекта, в который входят: 1)
учебники для 2, 3 и 4 классов; 2) по две рабочие тетради
для каждого года обучения; 3)
тетради для контрольных работ и тестовых заданий для ученика; 4) методические
пособия для учителя; 5) электронные пособия (на CD-ROM), содержащие презентации,
упражнения в интерактивном режиме; клавиатурный тренажер и тренажер мыши;
дидактический обобщающий материал в виде плакатов; контрольные работы к данному
курсу.
Такой состав
методического комплекта в полной мере способен обеспечить все потребности
учебного процесса. Вместе с тем, именно объем учебного материала, предназначенного
для учащихся младших классов, вызывает определенные опасения. Так, например,
для учащихся 2 класса предназначены учебник и две рабочие тетради, содержащие
111, 78 и 58 страниц соответственно. Объемы учебных пособий для учеников 3 и 4
классов еще значительнее. И это при том, что на информатику в начальной школе
отводится 1 ч в неделю.
В содержательном
плане авторы выстраивали свой курс таким образом, чтобы он мог служить основой
любого курса информатики для основной школы, выстроенного в соответствии с
требованиями образовательной области «Информатика». «Информатика в начальной
школе не свободна. Она целиком и полностью зависит от Стандарта обучения в
основной и старшей школе и должна быть пропедевтикой курса информатики, а не
просто курсом, развивающим мышление и творческое воображение, что само по себе
не плохо, но к информатике имеет косвенное отношение», — так вполне однозначно
изложила свою позицию руководитель авторского коллектива Матвеева Н. В. Именно поэтому в содержании курса информатики для начальной школы авторы
постарались отразить каждую из трех ведущих содержательных линий школьной
информатики: линию информационных процессов; линию основ информационного
моделирования; линию информационных основ управления.
Анализ
предлагаемого авторами поурочного планирования показывает, что большая часть учебного
времени отводится на изучение линии «Информация и информационные процессы», в
рамках которой изучаются такие темы, как «Виды информации. Человек и
компьютер», «Кодирование информации», «Числовая информация и компьютер»,
«Текст и компьютер», «Действия с информацией», «Объект и его характеристика»,
«Информационный объект и компьютер», «Понятие, суждение, умозаключение». На
тему «Модель и моделирование» в явном виде отводится всего лишь 7 часов, из
которых 2 часа посвящены рассмотрению алгоритмов и исполнителей алгоритмов.
Примерно таким же количеством времени представлена линия «Информационное
управление».
По мнению
авторов, в результате изучения данного курса выпускники начальной школы должны:
понимать:
что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает
информацию, ее называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и
вкусовой; что, в зависимости от способа представления информации на бумаге или
других носителях информации, ее называют текстовой, числовой, графической,
табличной; что информацию можно представлять на носителе информации с помощью
различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других); что информацию можно
хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
что человек, природа, книги могут быть источниками информации; что человек
может быть и источником информации, и приемником информации;
знать:
что данные — это закодированная информация; что тексты и изображения — это
информационные объекты; что одну и ту же информацию можно представить
различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами; как описывать
объекты реальной действительности, т. е. как представлять информацию о них
различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы); правила работы с
компьютером и технику безопасности;
уметь:
представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об
объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;
кодировать информацию различными способами и декодировать ее, пользуясь
кодовой таблицей соответствия; работать с текстами и изображениями
(информационными объектами) на экране компьютера; осуществлять поиск,
простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и
данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные
книжки, Интернет; называть и описывать различные помощники человека при счете
и обработке информации (счетные палочки, абак, счеты, калькулятор и компьютер);
пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном,
магнитофоном, компьютером; использовать компьютер для решения учебных и
простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования
компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами
(создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие широко
используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажеры
и тесты; создавать элементарные проекты и презентации с использованием
компьютера.
Таким образом,
требования к подготовке выпускников начальной школы также связаны,
преимущественно, с линией «Информация и информационные процессы».
Признавая
огромный образовательный потенциал рассматриваемого курса, его содержательную
целостность и методическую корректность и считая его одним из лучших курсов
информатики для младших школьников, следует, тем не менее, высказать и
определенные сомнения по поводу приоритетов, избранных авторским коллективом:
1) чрезмерное
стремление «привязать» пропедевтический курс к курсу информатики основной школы;
с нашей точки зрения, такая связь, несомненно, должна быть, но не в столь
жесткой форме;
2) акцент
на передаче теоретических знаний об информации и информационных процессах,
излишняя «фундамента- лизация» курса не обеспечивают в полной мере развитие мотивационных
и операциональных личностных ресурсов учащихся.
Литература:
1. Босова, Л.Л. Подходы к преподаванию информатики младшим школьникам
1. Босова, Л.Л. Подходы к преподаванию информатики младшим школьникам