Тема 1.5. Методика проведения занятий в компьютерном классе

Организационно-педагогические рекомендации по проведению урока информатики в начальной школе
Цель: изучить организационно-педагогические рекомендации по использованию компьютерного практикума на уроках информатики в начальной школе.
Ожидаемые результаты
Студенты должны знать:
– цели использования компьютерного практикума;
- педагогические задачи, решаемые при помощи ЭОР;
– структуру и состав ЦОР для начальной школы в Единой коллекции цифровых ОР;
- цели использования клавиатурного тренажера, тренажера работы с мышью;
уметь:
– моделировать схему урока

Теоретические основы:


Работа в компьютерном классе: техника безопасности

Если вы выбрали ИКТ-вариант изучения курса, на уроках дети будут работать на компьютере. Работа в компьютерном классе имеет свою специфику по сравнению с обычными классами: в частности, она требует соблюдения всеми участниками учебного процесса дополнительных правил техники безопасности и гигиены.
Конечно, соблюдение правил техники безопасности в компьютерном классе чаще зависит от взрослых, чем от детей. Так, у родителей часто возникают вопросы о безопасности работы маленьких детей в компьютерном классе, поэтому вам важно уметь рассеивать существующие мифы о вреде компьютеров. Безопасность работы зависит от года выпуска компьютеров, их расположения, правильной организации электрической сети.
Как электронный прибор современный компьютер (правильно установленный, имеющий надёжное заземление и нормально эксплуатируемый) сам по себе вреден не более (даже менее), чем телевизор, который в иных домах не выключается с раннего утра до позднего вечера. Однако любое орудие и любая среда человеческой деятельности (взять хотя бы остро заточенный карандаш или привычку к чтению текста с мелким шрифтом в сумерках) могут оказаться вредными и даже опасными для людей несведущих и неосторожных. Перечислим причины и следствия тех столь частых, к сожалению, случаев неправильной организации учебного процесса с использованием компьютеров, которых обязательно нужно избегать.
·         Дети легко увлекаются работой на компьютере — интересному для них занятию они готовы сосредоточенно предаваться часами. Слишком продолжительное пребывание у экрана может неблагоприятно сказаться на их зрении и общем физическом самочувствии.
·         Когда взор ребёнка постоянно прикован к одному объекту на дисплее, наблюдаемому с одного и того же расстояния, резко снижается способность аккомодации (перефокусировки) глаза при переводе взгляда на какой-либо другой объект, находящийся ближе или дальше экранного. Эта способность восстанавливается далеко не сразу, а лишь спустя немалое время после окончания работы на компьютере.
·         Пристально вглядываясь в экран, дети гораздо реже мигают, поверхность глазного яблока реже омывается и меньше очищается слёзной влагой, а это вызывает раздражение слизистой оболочки. Поскольку в поле зрения ученика монитор настольного компьютера обычно находится значительно выше, чем лежащая перед ним книга или тетрадь, то ученик вынужден дополнительно поднимать верхние веки, что ещё сильнее сушит и раздражает глаза.
·         В большинстве школ пока ещё компьютерные рабочие места оборудуются в расчёте на старшеклассников. Малышу бывает тяжело дотягиваться до нужной литеры на клавиатуре, испытываемое при этом добавочное напряжение усугубляется отсутствием опоры для ног, которые не могут коснуться пола, что может привести к ощущению дискомфорта в области рук, шеи и спины.
·         Детям часто приходится наблюдать дисплей со слишком маленького расстояния, т. е. не под наилучшим для них углом зрения. Ученики обычно не замечают избыточной яркости экрана, бликующих отражений и прямых помех от посторонних источников света и не осознают необходимости регулировки и нейтрализации соответствующих параметров и эффектов. Результатом могут быть мигрень к концу занятий, резь в глазах, двоящиеся образы предметов и т. д.
Всех перечисленных негативных последствий, проистекающих из плохо продуманной организации учебной работы с компьютерами, можно полностью избежать, если придерживаться нескольких простых, но совершенно обязательных правил и условий.
·         Удостоверьтесь, что ученик сидит у компьютера в надлежащей позе и ясно различает все экранные объекты, нужные для выполнения полученного им задания. Тщательно следите за тем, чтобы расположение на столе клавиатуры, монитора (высота, угол наклона, расстояние от наблюдателя), а также регулировка сиденья соответствовали индивидуальным антропометрическим (телесным) особенностям каждого ребёнка. Из простейших решений наилучшим будет регулируемое по высоте кресло, потому что легче поднять его, чем опустить ниже монитор или стол. Удобная опора (деревянная подставка) для ног в младших классах обязательна.
·         Перед началом занятий подойдите к каждому ученику и отрегулируйте яркость и контрастность изображений на его мониторе, каждый раз спрашивая, лучше или хуже ему виден данный объект, пиктограмма, меню и т. д. Проверьте, не мешают ли этому блики на экране или слишком интенсивное естественное (прямые лучи солнца) либо искусственное освещение. (Помните, что при работе с компьютером общая освещённость классной комнаты должна быть примерно вполовину меньше той, которая необходима для обычных занятий чтением или письмом.) Монитор ни в коем случае не должен располагаться прямо перед светлым окном (его надо достаточно плотно зашторить) или зажжённой электролампой, попадающей в центральное поле зрения ученика.
·         На уроках в компьютерном классе надо правильно организовывать смену деятельности. В классе, кроме столов с компьютерами, обязательно должны стоять столы для организации другой деятельности: работы с учебниками и рабочими тетрадями, подготовительной работы над проектами, проведения математических игр и т. д. Основная модель урока в компьютерном классе состоит в том, что дети сначала работают с учебником и тетрадью: знакомятся с листом определений, решают «бумажные задачи». После этого они переходят к компьютеру и выполняют задачи компьютерного урока. Таким образом, каждый ребёнок в течение урока будет менять место работы и вид деятельности, передвигаясь при этом по классу, поэтому никаких специальных пауз и физкультминуток не понадобится.
·         Иногда можно слышать о каком-то вредном излучении, исходящем от компьютерных мониторов. Позиция Всемирной организации здравоохранения состоит в том, что современные мониторы, имеющие, в частности, сертификаты ТСО (шведской профсоюзной организации) 92, 99 или 2002, не испускают вредного излучения. Надо только помнить, что все эти сертификаты действительны исключительно в том случае, когда компьютер подключён к розетке с хорошим заземлением.

На самом деле вредное воздействие компьютера, как и многих других плодов цивилизации, состоит в производимом им шуме. Компьютеры могут существенно увеличить уровень шума в классе. Чтобы снизить уровень шума, попросите техническую службу регулярно смазывать и заменять все компьютерные вентиляторы, тщательно затягивать все винтики. Постарайтесь поместить шумные системные блоки подальше от рабочих мест детей.

Основной формой обучения информатике является урок. Можно привести примерную структуру урока информатики с учетом особенностей возраста и требований методики обучения младших школьников. Данная структура урока подходит для первого и третьего вариантов организации обучения информатике.
- Рассмотрим примерные схемы урока информатики для «машинного» и «безмашинного» варианта организации обучения (по рабочим материалам)

Схема урока информатики 1 (машинный вариант).
1.  Организационный момент. (1-3 минуты)
2.  Разминка:  короткие  математические,  логические  задачи  и задачи на развитие внимания или компьютерная разминка (ввод и редактирование текста) (3-5 минут)
3. Основная тема (безмашинная часть урока) (10-15 минут)
4. Физкультминутка (1-2 минуты)
5. Инструктаж. Работа за компьютером (10-15 минут)
6. Подведение итогов, выводы, гимнастика для глаз (2-3 минуты)
Эта структура предполагает машинный вариант обучения информатике. Содержательно машинная часть целиком и полностью зависит от уровня техники  и  наличия  программного обеспечения. Даже  в  тех  случаях,  когда  для  темы  курса отсутствует  или практически  отсутствует  подходящее компьютерное  программное обеспечение  (например  "Устройство компьютера"  или  "Кодирование"), машинную  часть  урока  можно не отменять.  В  такой  ситуации  можно использовать компьютерные программы общеразвивающей  направленности (логика, реакция, память и т.д.) или же по другим школьным дисциплинам.  

Схема урока информатики 2 (безмашинный вариант).
1.      Организационный этап. Объявление темы и целей урока.
2.      Актуализация знаний учащихся. Подготовительная работа.
3.      Изучение нового материала.
3.1. Введение понятия.
3.2. Закрепление и уточнение понятия.
4. Физкультминутка.
5. Выполнение заданий на основе изученного понятия.
6. Подведение итогов. Выставление оценок.

- Как можно моделировать схему урока в расчете на то, что преподавание ведется с компьютерной поддержкой изучения основных понятий информатики (второй вариант)?