Цель: выявление тенденции развития УМК по информатике
Ожидаемые результаты
Студенты должны знать:
- основные функции, реализуемые рабочими тетрадями в рассмотренных
УМК;
- основные компоненты рабочих тетрадей;
- каким требованиям должен удовлетворять современный учебник
информатики;
уметь:
- анализировать
школьные учебники.
Теоретические сведения
Учебник(далее - рабочая тетрадь) является одним из основных средств обучения информатике младших школьников. С помощью рабочей тетради на
методическом уровне реализуются основные цели и задачи курса, а также
особенности методической концепции автора программы.
К основным функциям рабочей тетради относят: информационную,
мотивационную,
функцию обучения
школьника самостоятельной работе с книгой, развивающую,
функцию
управления деятельностью учителя и др.
В структуре рабочей тетради принято выделять две основные
группы компонентов: текст и внетекстовые компоненты.
Текстовый материал может быть основным (определения, законы,
правила), дополнительным (обращение, справочный материал) и пояснительным
(примечание, словари).
Внетекстовые компоненты представлены в рабочей тетради по информатике
для начальной школы в гораздо большем объеме, чем текст. Они направлены на
усвоение определенной информации, организацию познавательной деятельности,
формирование логических умений и навыков. Среди внетекстовых компонентов можно
выделить:
1. Аппарат организации усвоения (вопросы и задания, упражнения,
памятки, инструктивный материал и др.).
2. Иллюстративный материал (предметные, сюжетные
иллюстрации, чертежи, схемы, графики и др.).
3. Аппарат ориентировки (оглавление, предисловие,
рубрикация, колонтитул, библиографический указатель и др.)
Современные учебники информатики, используемые в начальной
школе, должны обязательно входить в Федеральный перечень учебников,
рекомендованных Министерством образования РФ, который ежегодно публикуется на
соответствующем сайте.
Они проходят экспертизу на соответствие Федеральному государственному
образовательному стандарту начального общего образования и санитарным
требованиям.
Современное образование вариативно, что проявляется, в частности, в наличии разных учебников по одному предмету. Некоторые учебники изначально ориентированы на традиционную систему обучения, другие создавались в рамках определенной развивающей системы.
Рассмотрим принципиальные различия в структуре и
использовании традиционных и развивающих учебников на примере учебников для начального
звена Образовательной системы «Школа 2100».
Общая характеристика
структуры учебников
В учебниках традиционной системы сразу после названия темы
дается готовое новое знание: в форме обобщения «в рамочке» (которое учителя не
совсем точно называют «правило»), в форме текста.
Учебники развивающей системы структурированы иначе. В учебниках
после названия темы и до обобщения («в рамочке» или под знаком «!»)
предлагаются задания (упражнения, примеры, задачи), посредством которых
актуализируются старые знания и вводится новый материал.
Текст таких заданий представляет собой текст диалога,
который учитель должен развернуть с учениками. При этом в одних темах
прорабатывается постановка проблемы и поиск решения, в других – только поиск
решения. В учебниках после темы приводятся диалоги сквозных героев, а затем
идет сам текст параграфа. Диалоги героев обеспечивают постановку учебной
проблемы, а текст – поиск решения.
Таким образом, учебники традиционной системы предлагают
содержание в готовом виде, а в учебниках развивающей системы уже заложены
определенные проблемно диалогические методы обучения.
Методы постановки
проблемы в учебниках развивающей системы
В учебниках ряда предметов побуждающий от проблемной
ситуации диалог используется достаточно редко по следующей причине. Специфичная
для этого предмета проблемная ситуация создается приемом - практическое задание
на столкновение мнений учеников. Очевидно, что закладывать такую проблемную
ситуацию в учебники не имеет особого смысла, а остальные приемы применяются объективно
реже. В то же время в учебниках весьма активно используется подводящий к теме
диалог, многие уроки начинаются с проблемной ситуации.
Дело в том, что для этих предметов наиболее типична
проблемная ситуация с противоречивыми положениями, которая легко закладывается
в иллюстрации или диалоги сквозных героев.
В то же время в ряде случаев диалог героев представляет собой сообщение темы с
мотивирующим приемом («яркое пятно» или «актуальность»).
Методы поиска решения
в учебниках развивающей системы
Побуждающий к гипотезам диалог используется достаточно
редко, поскольку не любое содержание может быть открыто через гипотезы. Более
типичным является метод подведения к знанию, причем как от поставленной
проблемы, так и без нее.
Использование
учебников
В реальной педагогической практике встречаются разные
варианты использования учебников при подготовке и проведении уроков изучения
нового материала. Наиболее типично применение традиционных и развивающих
учебников «по назначению».
Учебники традиционной системы обычно используются для реализации
традиционных методов обучения. В этом случае при подготовке урока учитель
обращается к учебнику только для уточнения содержания, поскольку методы и так
очевидны. На уроке (при введении знаний) ученики не обращаются к учебнику
вообще, т.к. учитель сам
излагает материал, или читают учебник вместо объяснения
учителя.
Учебники развивающей системы обычно используются для реализации
проблемно-диалогических методов обучения. Если при подготовке урока учитель
берет за основу предлагаемые учебником методы, то на уроке возможны два
варианта организации диалога.
Во-первых, можно работать прямо по учебнику. Например, при
постановке проблемы учитель предлагает ученикам рассмотреть иллюстрацию
учебника, содержащую противоречие, а затем разворачивает побуждающий диалог.
Во-вторых, можно к учебнику не обращаться. Например, при
поиске решения материал учебника выносится на доску, и на его основе
разворачивается диалог. Однако в любом случае введение материала должно
завершиться сопоставлением «открытого» учениками знания с научной формулировкой
учебника.
Если учителя по какой-либо причине не устраивают
предлагаемые учебником методы, он вправе разработать собственный вариант проблемного
диалога. Например, можно с легкостью применить специфический прием создания проблемной
ситуации и развернуть побуждающий диалог. В этом случае процесс введения знания
обходится без обращения к учебнику, но финальное сопоставление «открытого»
знания с формулировкой учебника также обязательно.
Помимо описанных случаев применения традиционных и развивающих
учебников «по назначению», распространены и другие варианты их использования.
Учебники традиционной системы не исключают возможности проблемно-диалогического
введения знаний. В этом случае при подготовке урока учитель самостоятельно
конструирует проблемный диалог, поскольку учебник методической помощи оказать
не может. На уроке к учебнику обращаются после введения материала для
сопоставления
«открытого» знания с научной формулировкой. Учебники
развивающей системы могут использоваться как традиционные. В этом случае
педагог берет из учебника содержание, но игнорирует возможности проблемно-диалогического
введения знаний. Такое
несоответствие учительской методики учебнику – реальная
проблема всех развивающих систем.
Выводы. Учебники
традиционной системы являются только средством информации, а учебники
развивающих систем служат еще и методическим средством организации проблемного
диалога.