ВСР №3 Рабочая тетрадь как средство обучения информатике

ВСР №3 Рабочая тетрадь как средство обучения информатике
Цель: выявление тенденции развития УМК по информатике

Ожидаемые результаты
Студенты должны знать:
- основные функции, реализуемые рабочими тетрадями в рассмотренных УМК;
- основные компоненты рабочих тетрадей;
- каким требованиям должен удовлетворять современный учебник информатики;
уметь:
- анализировать школьные учебники.

Теоретические сведения

Учебник(далее - рабочая тетрадь) является одним из основных средств обучения информатике младших школьников. С помощью рабочей тетради на методическом уровне реализуются основные цели и задачи курса, а также особенности методической концепции автора программы. 
К основным функциям рабочей тетради относят: информационную, мотивационную,
функцию обучения школьника самостоятельной работе с книгой, развивающую,
функцию управления деятельностью учителя  и др.  
В структуре рабочей тетради принято выделять две основные группы компонентов: текст и внетекстовые компоненты.
Текстовый материал может быть основным (определения, законы, правила), дополнительным (обращение, справочный материал) и пояснительным (примечание, словари).
Внетекстовые компоненты представлены в рабочей тетради по информатике для начальной школы в гораздо большем объеме, чем текст. Они направлены на усвоение определенной информации, организацию познавательной деятельности, формирование логических умений и навыков. Среди внетекстовых компонентов можно выделить: 
1. Аппарат организации усвоения (вопросы и задания, упражнения, памятки, инструктивный материал и др.). 
2. Иллюстративный материал (предметные, сюжетные иллюстрации, чертежи, схемы, графики и др.).        
3. Аппарат ориентировки (оглавление, предисловие, рубрикация, колонтитул, библиографический указатель и др.)
Современные учебники информатики, используемые в начальной школе, должны обязательно входить в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования РФ, который ежегодно публикуется на соответствующем сайте.
Они проходят экспертизу на соответствие  Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования и санитарным требованиям.    

Современное образование вариативно, что проявляется, в частности, в наличии разных учебников по одному предмету. Некоторые учебники изначально ориентированы на традиционную систему обучения, другие создавались в рамках определенной развивающей системы.
Рассмотрим принципиальные различия в структуре и использовании традиционных и развивающих учебников на примере учебников для начального звена Образовательной системы «Школа 2100».

Общая характеристика структуры учебников
В учебниках традиционной системы сразу после названия темы дается готовое новое знание: в форме обобщения «в рамочке» (которое учителя не совсем точно называют «правило»), в форме текста.
Учебники развивающей системы структурированы иначе. В учебниках после названия темы и до обобщения («в рамочке» или под знаком «!») предлагаются задания (упражнения, примеры, задачи), посредством которых актуализируются старые знания и вводится новый материал.
Текст таких заданий представляет собой текст диалога, который учитель должен развернуть с учениками. При этом в одних темах прорабатывается постановка проблемы и поиск решения, в других – только поиск решения. В учебниках после темы приводятся диалоги сквозных героев, а затем идет сам текст параграфа. Диалоги героев обеспечивают постановку учебной проблемы, а текст – поиск решения.
Таким образом, учебники традиционной системы предлагают содержание в готовом виде, а в учебниках развивающей системы уже заложены определенные проблемно диалогические методы обучения.

Методы постановки проблемы в учебниках развивающей системы
В учебниках ряда предметов побуждающий от проблемной ситуации диалог используется достаточно редко по следующей причине. Специфичная для этого предмета проблемная ситуация создается приемом - практическое задание на столкновение мнений учеников. Очевидно, что закладывать такую проблемную ситуацию в учебники не имеет особого смысла, а остальные приемы применяются объективно реже. В то же время в учебниках весьма активно используется подводящий к теме диалог, многие уроки начинаются с проблемной ситуации.
Дело в том, что для этих предметов наиболее типична проблемная ситуация с противоречивыми положениями, которая легко закладывается в иллюстрации  или диалоги сквозных героев. В то же время в ряде случаев диалог героев представляет собой сообщение темы с мотивирующим приемом («яркое пятно» или «актуальность»).

Методы поиска решения в учебниках развивающей системы
Побуждающий к гипотезам диалог используется достаточно редко, поскольку не любое содержание может быть открыто через гипотезы. Более типичным является метод подведения к знанию, причем как от поставленной проблемы, так и без нее.

Использование учебников
В реальной педагогической практике встречаются разные варианты использования учебников при подготовке и проведении уроков изучения нового материала. Наиболее типично применение традиционных и развивающих учебников «по назначению».
Учебники традиционной системы обычно используются для реализации традиционных методов обучения. В этом случае при подготовке урока учитель обращается к учебнику только для уточнения содержания, поскольку методы и так очевидны. На уроке (при введении знаний) ученики не обращаются к учебнику вообще, т.к. учитель сам
излагает материал, или читают учебник вместо объяснения учителя.
Учебники развивающей системы обычно используются для реализации проблемно-диалогических методов обучения. Если при подготовке урока учитель берет за основу предлагаемые учебником методы, то на уроке возможны два варианта организации диалога.
Во-первых, можно работать прямо по учебнику. Например, при постановке проблемы учитель предлагает ученикам рассмотреть иллюстрацию учебника, содержащую противоречие, а затем разворачивает побуждающий диалог.
Во-вторых, можно к учебнику не обращаться. Например, при поиске решения материал учебника выносится на доску, и на его основе разворачивается диалог. Однако в любом случае введение материала должно завершиться сопоставлением «открытого» учениками знания с научной формулировкой учебника.
Если учителя по какой-либо причине не устраивают предлагаемые учебником методы, он вправе разработать собственный вариант проблемного диалога. Например, можно с легкостью применить специфический прием создания проблемной ситуации и развернуть побуждающий диалог. В этом случае процесс введения знания обходится без обращения к учебнику, но финальное сопоставление «открытого» знания с формулировкой учебника также обязательно.
Помимо описанных случаев применения традиционных и развивающих учебников «по назначению», распространены и другие варианты их использования.
Учебники традиционной системы не исключают возможности проблемно-диалогического введения знаний. В этом случае при подготовке урока учитель самостоятельно конструирует проблемный диалог, поскольку учебник методической помощи оказать не может. На уроке к учебнику обращаются после введения материала для сопоставления
«открытого» знания с научной формулировкой. Учебники развивающей системы могут использоваться как традиционные. В этом случае педагог берет из учебника содержание, но игнорирует возможности проблемно-диалогического введения знаний. Такое
несоответствие учительской методики учебнику – реальная проблема всех развивающих систем.

Выводы. Учебники традиционной системы являются только средством информации, а учебники развивающих систем служат еще и методическим средством организации проблемного диалога.