Практическая работа №10 "Методика проведения занятий в компьютерном классе"
Организационно-методические рекомендации по проведению урока информатики в начальной школе
Задание 1. Выполните интерактивные задания из ЕК ЦОР (тема «Какая бывает информация?» - интерактивная лаборатория «Дегустатор» + тема «Письменные источники информации»- интерактивное декодирование с помощью номеров букв). Определите цели каждого упражнения.
Для выполнения задания заполните таблицу:
№
|
Наименование
|
Класс
|
Цели
|
Задание 2. Какие кнопки включает строка навигации в каждом уровне? Какие общеучебные умения формируются при их использовании? Как можно помочь учащимся в процессе выполнения самостоятельной работы?
Задание 3. Ознакомьтесь с фрагментом урока информатики с использованием интерактивных заданий ЭОР для младших школьников. Укажите цели фрагмента.
Задание 4. Опишите инструктаж учащихся по выполнению двух заданий компьютерного практикума, используя:
· клавиатурный тренажер;
· тренажер мыши.
Укажите цели выполнения заданий - умения и навыки, которые формируются.
Дополнительный материал
Цель компьютерного практикума — научить учащихся начальной школы:
· представлять на экране компьютера информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунков, чисел;
· выполнять элементарные преобразования информации — из ряда в список, из списка в ряд, в таблицу, в схему;
· работать с экранными (электронными) текстами и изображениями, используя текстовый и графический редакторы;
· производить несложные вычисления с помощью программного калькулятора;
· осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу цифровой информации;
· использовать указатели, справочники, словари для поиска нужной информации;
· создавать элементарные проекты с использованием компьютерных программ;
· находить нужную программу на Рабочем столе компьютера и запускать ее на исполнение;
· управлять экранными объектами с помощью мыши;
· набирать текст с клавиатуры.
Клавиатурный тренажер
Цели и задачи работы с клавиатурным тренажером:
· получение прочных навыков работы с клавиатурой;
· закрепление теоретического материала в процессе набора текстов;
· развитие мелкой моторики рук.
Тренажер работы с мышью
Цели и задачи тренажера работы с мышью:
• развитие мышления и творческого воображения при выполнении заданий «классификация объектов», «конструктор», «ряды»;
• закрепление умений и получение навыков работы с информацией с помощью компьютера;
• освоение новых способов информационной деятельности с помощью экранных объектов, клавиатуры и мыши;
• развитие точности реакции на события, происходящие на экране;
• развитие скорости мышления, реакции и моторики правой руки (для левшей — левой) при выполнении заданий «обведи», «удали объект», «скорость», «подумай», «дорисуй»;
• целенаправленное закрепление навыков работы с мышью (упражнения «перетащить», «всплывающее меню» и др.)
• освоение кнопок помощи и принципов их действия (работа с объектными рядами готовит школьников к выполнению контрольных работ и к тестированию с помощью компьютерных программ).
Критерии оценки конспекта
Критерии оценки
|
Баллы
|
Краткость (конспект ориентировочно не должен превышать
1/8 от первичного текста)
|
Баллы выставляются
из расчета 1 балл по каждому критерию
|
Ясная, четкая структуризация материала, что обеспечивает
его быстрое считывание
|
|
Содержательная точность, то есть научная корректность
|
|
Наличие образных или символических опорных компонентов
|
|
Оригинальность индивидуальной обработки материала (наличие
вопросов, собственных суждений, своих символов и знаков и т. п.);
орфографический режим
|
|
Максимальное количество баллов
|
5
|
Критерии оценки:
5
баллов - «5» (отлично);
4
балла - «4» (хорошо);
3 балла - «3» (удовлетворительно);
2 балла - «2»
(неудовлетворительно).
Окружающий мир 2 класс
Тема: Какой бывает транспорт
Цели:
1.
Учить детей определять границы знания и незнания( что я знаю, чего не знаю, что
хочу узнать), ставить цели;
2.
Систематизировать и расширить знания
детей о различных видах транспорта
3.
Развивать логическое мышление, учить делить объекты на группы по заданному
основанию
4.
Развивать воображение детей
5. Воспитывать коммуникативные свойства
личности (при работе в группе)
Оборудование:
проектор, презентация, карточки с заданиями для групп детей, картинки с видами
транспорта, сигнальные карточки в виде смайликов (веселый, думающий, грустный)
Ход
урока
Ребята
я загадаю вам загадки, а вы их отгадайте
Ученики
загадывают заранее приготовленные загадки о различных машинах. Отгадки
соотносятся с картинками на экране.
“Братцы
в гости снарядились.
Друг
за друга уцепились.
И
помчались в путь далек,
Лишь
оставили дымок”.
(Поезд)
слайд 1
“Не
птица, а летит,
Не
жук, а гудит”.
(Самолет)
слайд 2
“Белая
гора по Амуру идет,
До
селения дойдет –
Кричать
начнет”
(Пароход)
слайд 3
“Под
землей огни горят,
Под
землей дворцы стоят,
Под
землею чудо мчится,
Сядь
– и можешь прокатиться”.
(Метро)
слайд 4
“Без
разбега ввысь взлетает,
Стрекозу
напоминает,
Отправляется
в полет быстроходный...”
(Вертолет)
слайд 5
Молодцы
ребята, все правильно! Посмотрите, сколько разных машин и все они помогают людям.
Как одним словом сказать, что это? (транспорт).
Какая
тема нашего урока? (транспорт).
Вспомните,
составной частью чего является транспорт? Транспорт является одной из отраслей
чего? (экономика)
-
Задайте вопросы к слову «транспорт»
(Что такое транспорт? Какой бывает транспорт?
Что относится к транспорту? Для чего
нужен транспорт? Где бывает транспорт? Есть ли новые виды транспорта? Какие
необычные виды транспорта? Сколько видов транспорта? Как разобраться в огромном
количестве видов транспорта, на какие группы можно разделить весь транспорт?
И т.д. (дети задают вопросы, учитель их фиксирует на доске)
-
Посмотрите, сколько вопросов, а на все ли из них мы знаем ответы?
Нет не на все.
Нет не на все.
Давайте
разделим все вопросы на 2 группы. В 1 гр. вопросы, на которые мы уже знаем
ответы, а во вторую гр. те, ответы на которые нам предстоит еще найти
Знаем
не знаем
- Исходя
из своего незнания поставьте цель на урок. (
Найти ответы на вопросы) конечно, на все вопросы мы в рамках урока не можем
ответить, поэтому берем только три:
1.
что такое транспорт 2. Узнать какой бывает транспорт 3.
Какие необычные виды транспорта существуют.
-На нашем уроке мы будем карабкаться по лестнице
знаний, каждый раз поднимаясь на одну ступеньку. (На доске лестница знаний на
каждой ступеньке вопрос, модель машинки двигается по лестнице)
- Где
или как мы можем добыть ответ на 1
вопрос? (словарь, спросить у взрослых,
найти ответ в интернете) Работа группами: 1-я гр. – спрашивает у гостей, 2-я
гр. – работает со словарем, 3-я гр. - ищет в интернете на работу 3 мин. (учитель
объясняет какая группа, чем занимается, задание напечатано на карточках)
Дети
добывают знания в соответствии с заданиями, обсуждают в группе и докладывают на
класс 1 человек от группы. На доске появляется запись: транспорт, стрелки и несколько значений слова. Учитель
обращает внимание детей на то, что слово многозначное, но в рамках урока
интерес представляет следующее значение слова:
Тра́нспорт
(от лат. trans — через и portare — нести) — совокупность средств,
предназначенных для перемещения людей, грузов из одного места в другое.
Мы
нашли ответ на 1 вопрос? Поднялись на одну ступеньку? Поднимите «смайлы»
- Прежде чем двигаться дальше, отдохнем, физминутка
под музыку «кручу, кручу педали» из мультфильма Кот Леопольд
- Мы
подошли ко 2 вопросу: Какой бывает
транспорт? Предлагаю поработать в группах.
- У
вас на столах картинки различных видов транспорта. Разделите все картинки на группы, для этого на
конвертах даны основания для разбиения
на группы в зависимости от выполняемой работы.
Первая
группа делит виды транспорта в зависимости от того где работает транспорт (наземный – водный – воздушный – подземный);
2 группа делит виды транспорта в зависимости от того какую работу выполняет
транспорт (грузовой – легковой – специальный), 3 группа делит виды
транспорта в зависимости от количества
пассажиров и владельца транспортом (личный - общественный)
Дети
работают в группах, а затем по одному
представителю выходят к доске и выступают. (Учитель помогает фиксировать схемы
на доске)
Ребята,
проверим себя, правы ли мы, правильно
разделили на группы? Откройте учебники и прочитайте об этом в учебнике.
Ребята,
мы ответили на второй вопрос? Поднимите «смайлики», если да, и если нет.
Поднимаемся еще на одну ступеньку.
- А
теперь проверим, как вы поняли этот материал, откройте тетради на с.14 и
выполните задание 2, на работу 2 мин (после выполнения задания собрать тетради
на проверку)
- Ребята, у нас остался еще один вопрос: какие необычные виды транспорта
существуют. Как вы думаете можно без подготовки
ответить на этот вопрос? Конечно, нет. Будь у нас много времени вы, конечно,
могли бы поискать ответ сами, но у нас очень мало времени, и я хотела
познакомить вас сама с этими необычными видами транспорта, думаю, вам будет интересно. (Учитель щелкает
слайды с необычными видами транспорта и рассказывает о них)
Учитель
листает слайды и рассказывает про
необычные виды транспорта.
Мы
привыкли к тому, что по улицам наших городов и поселков ходит вполне
традиционный общественный транспорт: легковые автомобили, автобусы,
троллейбусы, трамваи – вот, пожалуй, и весь набор многоколесных
друзей, которые помогают нам быстро добраться до места назначения.
Однако
в Европе существуют разновидности общественного транспорта, которые кажутся
довольно необычными нас.
К примеру, в итальянском городе Венеция, который
находится на небольшом островке, разбитом на отдельные участки водными
каналами, наземного общественного транспорта не существует, местные жители, и
гости города передвигаются по водным артериям на небольших катерах, которые
называются вапаретто. (слайд 7)
Довольно популярной в Европе стала монорельсовая
подвесная дорога, она создана в тех
городах, где ощущается большое скопление людей. Так называемый второй этаж,
который занимает подобный транспорт, делает жизнь людей проще и удобнее.
Подвесная монорельсовая дорога дает возможность «перескакивать» оживленные магистрали
и промышленные районы и избегать «пробок».(слайд
8)
В середине XX века в некоторых странах мира
(Швейцарии, Бельгии, государствах Африки) курсировал такой общественный
транспорт, как гидробус.
Гиробус представлял собой небольшой автобус, который питался электроэнергией.
Транспорт шел по запланированному маршруту, а во время остановок подпитывался
электроэнергией у специальных станций, имеющих форму столбов. (слайд 9)
Японцы, которые всегда славились умением творить
чудеса техники, позаботились о своих согражданах, придумав картлатор. (слайд
10)
Помните,
как едет вниз и вверх лестница эскалатора на наших станциях метро? Примерно, то
же самое смастерили японцы, лишь с той разницей, что японский эскалатор
представляет собой несколько движущихся кабинок, в которые садятся люди и уже
сидя, поднимаются или опускаются в нужную точку.
- Итак,
ребята, мы ответили на последний вопрос нашего урока. Но у нас остались вопросы,
на которые мы не знаем ответов. Как же быть с ними? Можно взять на домашнее
задание, по желанию. А для всех домашним заданием будет нарисовать
необыкновенный вид транспорта, который сами придумаете, его нужно назвать и
объяснить, как он работает.
- Наш
урок подходит к концу. Какую цель мы ставили на урок? (Ответить на наши
вопросы.) Кто считает, что мы достигли своей цели, поднимите смайлики. (сомнения
спросить) (слайд 11)
-
Возьмите на память любую картинку с изображением транспорта.
Спасибо
за урок! Урок окончен.